Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаЛичный счет

Картофель вместо брокколи

Международные эксперты и аналитики провели свои исследования в Казахстане на предмет того, что едят и пьют в нашей стране, а также как это влияет на здоровье граждан.

Сразу отметим, что в области здорового питания в РК ведется большая агитационная работа, а стремление жить дольше и бодрее играет все большую роль для казахстанцев. Это же подтверждает и сам выбор более здорового и спортивного образа жизни для многих из нас. Так, по данным Минкультуры и спорта РК, в 2022 году спортом в Казахстане занимались 34,2 процента населения, а годом ранее эта цифра составляла 31,6 процента. 

Однако пропаганда потребления шире и мощнее и также оказывает свою решающую роль в выборе продуктов питания и развлечений далеко не активного характера. Но об исследованиях и статистике в конкретных данных и цифрах. Аналитику провела компания Euromonitor International — ведущий мировой поставщик глобальной бизнес-аналитики, анализа рынка и информации о потребителях. Объединяя методологии, основанные на науке о данных и исследованиях на местах, она предоставляет контекст стратегических и тактических данных, помогая определить самые большие проблемы и выявить возможности их преодоления. Офисы компании находятся в 16 городах мира, включая Лондон, Дубай, Вильнюс, Токио, Дюссельдорф. В Алматы такого офиса нет, но интерес к стране был проявлен. 

Исследование фокусировалось в основном на фасованных продуктах питания. И вот какая картина получилась. В Казахстане в 2022 году было продано свыше 764 миллионов литров алкогольных и свыше трех миллиардов литров безалкогольных напитков, 2,9 миллиона тонн различных фасованных продуктов питания, около 3,2 миллиона тонн свежих овощей и фруктов, из которых 2,2 миллиона тонн пришлись на картофель. 

В топ-5 других популярных наименований в 2022 году вошли яблоки. Их было реализовано 85,6 тысячи тонн. Бананы — 32 тысячи. И кто теперь будет спорить, что их не стоит выращивать в Казахстане? Груша и айва — 30 тысяч тонн, клюква, голубика, черника — 28 тысяч тонн, а также апельсины и мандарины, которых было продано 23,4 тысячи тонн. 

Из овощей и корнеплодов казахстанцы в тот же период времени больше всего закупали, как уже отмечалось выше, картофель это 2,2 миллиона тонн. Томатов — 100 тысяч тонн, лука — 74 тысячи тонн. 

И здесь интересный момент! Исследователи сравнивают продукты питания, их ценность и популярность среди казахстанцев. Они пишут, что продажи цветной капусты и брокколи составили всего лишь 1,2 тысячи тонн! Как же так, ведь нутрициологи всего мира рекомендуют в обязательном порядке вводить эти два продукта в рацион здорового питания! Но стоимость брокколи и цветной капусты в 10 раз превышает стоимость картофеля! 

Эксперты в области здорового образа жизни и питания также говорят, как важно употреблять в пищу сельдерей, батат, спаржу, богатые ценными микроэлементами. Но что могут ответить им на это казахстанцы, которые сегодня даже элементарные томаты и огурцы не всегда могут себе позволить. В яблочном городе Алматы и главный символ южной столицы страны стал не всем доступен. И это не секрет. Стоит лишь посетить ряд супермаркетов, чтобы убедиться в этом. Основной части казахстанцев остается выживать на картофеле, кабачках (и то — лишь в летнее время), моркови, белокочанной капусте, еще, возможно, макаронах, которые в число исследуемых продуктов не вошли. 

Остаются в традиционном рационе питания казахстанцев и сладкие продукты. И аналитики Euromonitor International прогнозируют дальнейший рост продаж в нашей стране сахара, меда и сиропов, безалкогольных сахаросодержащих напитков. Здесь на первом месте идут газировки, которые составляют 26 процентов от продаж всех безалкогольных напитков, а готовый к употреблению и, казалось бы, истинно традиционный для казахстанцев чай составил лишь 10 процентов рынка напитков. Бутилированная вода — это 22 процента на рынке продаж. 

Пьем мы в нашей стране и алкоголь. И, как выяснилось, больше всего потребляем пива. На него приходится 84 процента продаж. Всего 10 процентов составляют наши расходы на вино, но, что приятно отметить, лишь пять процентов на водку. По данным Euromonitor International, продажи алкоголя в 2022 году сократились по сравнению с предыдущим годом на четыре процента, и это не так мало, потому что суммарно мы не выпили за год дополнительно 32 миллиона литров. 

Если посмотреть на все эти цифры, можно понять, что мы можем менять картину продаж и своих привычек. По данным ВОЗ, в стране уже наблюдается снижение ожирения. Если, к примеру, в 2016 году количество людей с такой проблемой составляло 33 процента, то к 2022-му оно снизилось до 24. А еще, по информации Минздрава РК, за последние два года в пятерку самых смертоносных в нашей стране вошли болезни системы кровообращения, новообразования и болезни органов дыхания, отравления, травмы и болезни органов пищеварения, но распространенный ранее сахарный диабет вылетел из этого списка. Есть данные о том, что число страдающих этим недугом в Казахстане, наконец, снижается. 

Сам Минздрав РК разработал оптимистичный проект “Здоровая нация” на 2021-2025 годы, в котором обозначил несколько задач, таких как формирование здорового образа жизни, повышение доступности и качества медицинских услуг, развитие кадрового потенциала и научной медицины, создание единого цифрового пространства здравоохранения. Ожидается, что после его реализации наше качество жизни улучшится и увеличится средняя продолжительность жизни до 75 лет. На дворе заканчивается 2023 год. Ждем-с? Или что-то предпримем сами? 

Читайте в свежем номере: