Пища может быть вкусной, полезной, а теперь еще и модной. Правда, цена этакого фуд-гламура может оказаться неоправданно высокой, а сопутствующие риски будут нести серьезные угрозы для здоровья.
Кричащая популярность
Человечество все больше затягивает в цифровую турбулентность, где цифровая среда все время отъедает место у реальной. Согласно исследованиям Global Digital Report, проведенным в текущем году We Are Social (агентство цифрового маркетинга, которое анализирует поведение клиентов в социальных медиа), в 2024 году количество активных пользователей соцсетей превысило 4,6 миллиарда человек, а это больше половины населения всей земли. Не секрет, что сегодня социальные сети остаются главным каналом не только поиска информации, но и общения. Дети перестали играть во дворах и, выражаясь их же языком, залипают в смартфонах, даже находясь рядом друг с другом, — эра мобильного потребления контента во всей красе. Подсчитано, что в среднем люди проводят в виртуальной среде около двух с половиной часов в день. Если рассматривать отдельно Казахстан, то этот показатель еще выше и составляет около трех часов.
Есть в этой виртуальной среде неоспоримые преимущества. Миллениалы и поколение Z застали период, когда поход в банк был настоящим испытанием, необходимость что-либо купить сулила стояние в часовой очереди, а оплата коммунальных платежей в кассе нередко заканчивалась потасовкой и разборками из разряда «кто за кем занимал». Приятного мало. Дети поколения Альфа, родившиеся в 2010 году и позднее, живут в совершенно другом измерении, где многие действия можно совершить виртуально. Будь то покупка продуктов, купля-продажа автомобиля или получение справки — все можно сделать с помощью смартфона. Это по-настоящему круто.
Лет 10 назад люди старшего поколения не умолкая говорили своим детям и внукам о том, что гаджеты вредят здоровью, портят зрение, да и вообще от них можно получить радиационное облучение. Сегодня же эти самые пенсионеры — борцы за «правильный» образ жизни — сами проводят у экранов смартфонов много часов, порой забывая про святую обязанность выпекать пирожки. А ведь когда-то это было самое вкусное блюдо для любого подростка — фастфуд ушедшей эпохи.
Действительно, какие тут пирожки, если бабули, сидящие на скамейке у подъезда, обсуждают особенности приготовления «дубайского» шоколада и рассуждают на тему того, где можно достать «корейский» виноград. Тем, кто не в теме, разъясним, что эти два десерта сейчас в моде. Степень популярности настолько высока, что люди готовы платить неоправданно большие деньги, лишь бы присоединиться к касте тех, кто в тренде. Как говорилось выше, мы живем во время мобильного потребления контента, и сейчас спрос на товары или услуги формируется исходя из того, о чем говорят так называемые лидеры мнений — блогеры, тиктокеры и инстаграмщики. Чужое мнение и хайп пришли на смену практичности и пользе, которые всегда были более внятной единицей измерения.
Дубай никогда не был законодателем в сфере питания, да и плантаций какао-бобов там никогда не было, однако именно одноименный продукт сегодня затмевает все мировые шоколатье. За минувшее лето если и не пробовал, то, по крайней мере, слышал о нем каждый второй. Самое интересное, что «дубайский» шоколад не является новинкой. Авторство продукта приписывают Саре Хамуда, которая еще в 2021 году основала собственную кондитерскую. Согласно легенде, распространенной в сети, рецепт «дубайского» шоколада она придумала, находясь в декрете. «Захотелось чего-то особенного — так родилась новая колоритная рецептура. Компанию молочному шоколаду составила придающая солености фисташковая паста, а также кунжутная паста тахини и хрустящее тесто катаифи» — такими заморскими и мелодичными словами описывается в большинстве постов возникновение «уникального» продукта.
Но бум на «дубайский» шоколад начался не три года назад, а этим летом, когда шоколад с тягучей зеленой начинкой завирусился в соцсетях после публикации блогерши Марии Вехеры в TikTok. Десятки миллионов просмотров, и – ура! — он на высоте. Правда такова, что шоколад обрел кричащую популярность не из-за качества или уникальности, а, говоря простым языком, благодаря мощной рекламной кампании. В Казахстане плитка такого десерта стоит 15-20 тысяч тенге!
Скрытая угроза
Лидеры мнений, как один, вещают: «Он неповторим», «Это что-то невероятное», «Ничего вкуснее не пробовала» и так далее. Если отбросить в сторону весь пафос и виртуальную мишуру, навешанную блог-индустрией, то в сухом остатке окажется, что «космический» продукт состоит из весьма приземленных ингредиентов. Судите сами. Молочный шоколад и ореховые пасты можно без труда найти в магазине. Что же до теста со средиземноморским названием катаифи, то это тоже «старый» продукт, который широко применяется в приготовление турецких сладостей. Кто знаком с туристическим all inclusive или отдыхал даже в дешевых трехзвездочных отелях, наверняка ел сладости из этого теста. Его можно приготовить и дома, рецепт простой и не требующий особых кулинарных навыков.
Да и сама легенда создания шоколада — не более чем ярко выраженный токсикоз, при котором женщины нередко потребляют куда более противоречивые продукты. Просто в определенный момент в одной тарелке оказались все сладости, находившиеся под рукой. А дальше… хайп, который, стоит признаться, работает лучше многих рекламных кампаний крупнейших мировых гигантов по производству сладостей.
Здесь важно помнить и другую истину: не все, что модно и в тренде, безопасно. Еще свеж в памяти интернет-челлендж In My Feelings, в котором участники выпрыгивали из автомобиля на ходу и танцевали. Или другой, когда в том же TikTok вирусились видео, на которых подростки делали подножки другу. В результате сотни пострадали, а несколько детей погибли. С «дубайским» шоколадом тоже не все так сладко.
Помимо армии поклонников у него есть немало хейтеров, которые считают шоколад опасным. Дело в том, что, если съедать за один присест плитку или даже полплитки такой сладости, это может привести к всплеску инсулина в организме. Как следствие — повышенное чувство голода, головная боль. Помимо этого, об опасности говорят и диетологи. Десерт может быть опасен для аллергиков, особенно тех, у кого есть реакция на орехи. Ведь в сладости ореховая паста присутствует в огромной концентрации. И даже у тех, кто не страдает от аллергии, могут быть неприятные симптомы со стороны ЖКТ: вздутие живота, тяжесть в желудке. Ведь орехи усваиваются очень долго. Не рекомендуется шоколад и тем, кто страдает от лишнего веса или просто легко его набирает. К сведению, при изготовлении тесто катаифи обжаривается на большом количестве сливочного масла, а это жиры в чистом виде.
Так что медики не напрасно рекомендуют ограничиваться одной-двумя дольками. Кстати, обратной стороной роста популярности на хайпе является такой же резкий спад привлекательности. Хайп недолговечен. В моменте можно получить хорошую сверхприбыль, но в перспективе — нет. Уже сейчас «дубайский» шоколад начал терять позиции, уступая место другому модному продукту, который так же сильно переоценен. Речь о «корейском» винограде, или, как его гламурно называют, «шайн мускат». Вроде бы он родом из Японии, что на самом деле не так важно, поскольку история скачка популярности достаточно старой ягоды точно так же выстроена на хайпе в TikTok. Что бросается в глаза, так это внешний вид. Ягода «корейского» винограда в три раза больше привычных казахстанцам сортов. При этом на вкус этот виноград похож на сладкую воду, кто-то находит в нем нотки киви. Цена хайпового продукта составляет около 3500 тенге за полкило (как правило, продается фасованный по одной грозди), что в четыре-пять раз дороже местного. Судя по отзывам казахстанцев, «шайн мускат» не стоит таких денег, но блогеры, как и в случае с шоколадом, расхваливают продукцию, рассказывая о некоем неописуемом букете вкусовых ощущений. Стоит ли им верить? Почему нет?! Ведь это дело вкуса, о котором, как говорится, не спорят.
Объем имеет значение
Импульсные решения мешают думать рационально, тем более что подобную историю человечество проходило и без соцсетей. Самые дешевые и доступные товары уже не раз искусственно превращались в элитную продукцию, а простейшие блюда — в национальные шедевры.
Взять, например, мидии или устрицы, которые сегодня являются деликатесом. Сейчас набор французских устриц из 12 штук в Алматы стоит около 18 тысяч тенге, а в Средневековой Европе они считались пищей бедняков, потому что их было несметное количество. Действительно, они были доступны, однако называть их едой для бедных и в то время было не совсем корректно. Дело в том, что моллюски были одинаково популярны как среди бедняков, так и среди знати. В богатых домах их использовали как начинку при выпечке пирогов, устрицами фаршировали птицу или же просто ели, запивая вином.
На самом деле на этих маленьких моллюсков была возложена очень большая миссия — они выполняли роль своеобразного социального демпфера. Устрицы были связующим звеном между верхами и низами. Это в некоторой мере сдерживало классовое недовольство. Многие бедняки, осознавая, что на ужин они, как и король, будут есть устриц, утешали себя примерно так: жизнь не так уж и несправедлива, если я могу позволить себе королевскую пищу.
Все изменилось уже ко второй половине XIX века, когда бесконтрольное поедание моллюсков привело к резкому сокращению их популяции, а в последующем сделало их деликатесом. Свой вклад в повышение ценности внесла и промышленная революция, вследствие которой все прибрежные воды оказались настолько загрязнены, что употреблять обитающих в них моллюсков стало просто опасно.
На данный момент устрицы доступны во всем мире в любое время года благодаря многочисленным фермам, занимающимся их выращиванием. Но зачем спускать цену, если можно получить солидные деньги?!
Кстати, лобстеры в XVI веке также были в избытке. Их было так много, что собирали их прямо на берегу и использовали в качестве удобрения для полей или наживки для рыбы, брезгливо называя морскими тараканами. Ныне дорогущий омар когда-то считался едой рабов и заключенных. Позже, при сокращении популяции, их ценность повысилась. По понятным причинам любого востребованного продукта со временем становится меньше. Это может привести к росту цен на него и возвести в ранг люксовой продукции. Так было и с черной икрой, и с фуа-гра, и с суши. Однако в ситуации с хайпом такая тенденция исключена, так что распиаренные тиктокерами «новинки» вряд ли оставят хоть какой-то след в истории.
В заключение остается добавить, что за ситуацией с модными продуктами внимательно следят и мошенники. В погоне за желаемым или даже желанным многие люди теряют бдительность, за что потом расплачиваются кровно нажитыми. Столичные полицейские уже пресекли деятельность как минимум одной мошеннической группы преступников, обманывавших людей, рекламируя в соцсетях дорогостоящий «дубайский» шоколад. Кстати, и в Алматы накануне была замечена машина, доверху заполненная чудо-сладостью, а в ее же багажнике красовался виноград. Дорого, доступно… Но тот ли это продукт, за который стоит платить хоть какие-то деньги, — вопрос риторический.