Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаЛичный счет

Что с мобильной сетью?

Помните времена на заре независимости и становления капитализма, когда состоятельные люди таскались с телефонами, больше похожими на кирпичи? Огромные аппараты весили по 3-4 килограмма, а расходы на их содержание можно было сопоставить с расходами на отопление небольшого городка всю зиму. Времена быстро изменились. Сейчас телефон почти ничего не весит, а позволить его себе могут не только бизнесмены и серьезные люди в малиновых пиджаках, но практически каждый человек. 

Телефон сейчас воспринимается как естественная необходимость. Действительно, кажется невозможным, что лет 20 назад не все имели собственный мобильный телефон. На данный момент через него общаются, развлекаются, выходят в интернет и даже работают. Самые важные функции требуют подключения к мобильной или иной сети. Хоть цены на мобильную сеть кратно ниже цен у спутниковых телефонов 90-х, все же постепенное их повышение вызывает вопросы... Но мы забежали вперед, сначала — о хорошем. 

Казахстан становится лидером Центральной Азии по внедрению 5G

Для начала нужно понять, что такое 5G и что дает такая инновация. 5G представляет собой пятую генерацию стандартов мобильной связи. Эта технология обеспечивает значительное увеличение скорости передачи данных, низкую задержку (лаг) и возможность подключения большего количества устройств к сети. Она разработана для обеспечения более высокой производительности, более широкого охвата и более надежной связи по сравнению с предыдущими поколениями. 

Основными конкурентными преимуществами являются: высокая скорость передачи данных, низкая задержка, большая емкость сети, поддержка разнообразных устройств, экономический рост, потенциал для индустрии 4.0 и развитие технологий будущего. 

В Казахстане активно внедряется технология 5G. Наша страна не только следует мировым тенденциям, но и обгоняет многие другие страны. Внедрение сетей 5G оказывает значительное влияние на общество, экономику и технологический прогресс. На текущий момент видны заметные результаты, такие как увеличение скорости мобильного интернета в стране на 68,6 процента с начала года, достигшей 35,9 Мбит/с к октябрю. 

“Ранее стояла задача до 2027 года охватить сотовой связью нового поколения все областные центры, однако в условиях стремительного развития технологий нам надо ускориться, причем серьезно. Правительству надо завершить эту работу досрочно, до конца 2025-го”, — поручил Касым-Жомарт Токаев на форуме Digital Bridge - 2023 в Астане. 

Внедрение сетей пятого поколения (5G) осуществляется не только в городах республиканского значения, но и в различных регионах Казахстана. Например, мобильный оператор Tele2 уже развернул базовые станции 5G в 17 городах страны и каждую неделю запускает десятки новых станций. 

В Кыргызстане тестовые испытания 5G прошли успешно, однако аукционы, через которые планировалось делать проект, пока еще не были реализованы. В Туркменистане пока не планируется внедрение инновации. В Таджикистане через ZET-MOBILE уже можно подключиться к Сети. Правда, только в Душанбе, Бохтаре и Худжанде. А вот в Узбекистане процесс внедрения технологии 5G начался с весны прошлого года. 

Обгоняем мы не только страны Центральной Азии, но и страны ЕАЭС. Но тут все немного сложнее. Дело в том, что основными поставщиками новых технологий беспроводной связи являются Nokia, Ericsson и Huawei. Доля первой составляет около 20 процентов, двух других — 18 процентов соответственно. Что касается России, то из-за санкций поставка этих технологий затруднена или вовсе невозможна, поэтому фокус был смещен в пользу 4G/LTE. 

В Беларуси ситуация схожа, но там еще проходят тестовые процессы. По всему происходящему получается, что мы вроде как становимся лидерами и в ЕАЭС. 

Тучи сгущаются над сетью... 

Безликие корпорации, осуществляющие мобильные услуги, вдруг начинают рассылку на номера своих абонентов. В этой рассылке и сообщается, что с такого-то числа такого-то года “ваш тарифный план” подорожает с такой-то суммы до такой-то. 

Все бы ничего, но сейчас все пользуются подобными тарифными планами, и у людей стали появляться закономерные вопросы. 

Цена на услуги растет очень бодро. Если брать, к примеру, Beeline или Tele2, то средний тариф выходит где-то 3500 — 5000 в месяц. Сумма неплохая, особенно учитывая, что она каждый год растет. Конечно, кажется даже несправедливым, что денег требуют все больше, а причин иногда и вовсе не объясняют. Тут нужно разобраться... 

Этот вопрос всплывает на повестке дня не в первый раз и даже не первый год. Информационный всплеск время от времени происходит, и каждый раз журналисты обращаются к операторам сотовой связи. Там отвечают, что в соответствии со ст. 116 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и ст. 20 Закона РК “О связи” оператор связи имеет право самостоятельно устанавливать тарифы на свои услуги. Согласно п. 26 Правил оказания услуг сотовой связи, оператор формирует тарифные планы, предлагаемые абонентам. Оператор самостоятельно определяет перечень тарифных планов, основные и дополнительные услуги, тарифы, условия использования, срок действия, периодичность взимания абонентской платы и объем включенных услуг. Компания уведомляет абонентов о любых изменениях в тарифах, включая направление уведомлений посредством SMS не менее чем за 30 дней до вступления в силу изменений тарифного плана. 

Получается, что вроде как цена за оказание подобной услуги полностью подчиняется рыночным законам. Она зависит от роста количества абонентов, увеличившейся нагрузки на сеть, требования улучшения качества и скорости, цены на соответствующее оборудование и его доступности в стране-экспортере и т.д. Ситуация получается неоднозначная, но куда важнее, что она в рамках закона. 

Недовольным предлагается поменять тариф или вовсе сменить оператора. 

И вот мы плавно подходим к текущим событиям. Получилось так, что 18 декабря абонентам Beeline пришло как раз такое сообщение. И в дополнение к нему пояснение. “К сожалению, повышение цен на Ваш тариф — это вынужденная мера. Стоимость тарифов зависит от множества причин, и мы не всегда в силах влиять на них. Например, инфляция, которая постоянно увеличивает расходы на поддержку сети. Также за последний год выросло потребление мобильного интернета, и это увеличило нагрузку на сеть, а значит, и расходы, связанные с ее обслуживанием. Мы не в силах сдержать цены, зато можем сделать Ваш тарифный план чуть более привлекательным”, — сообщается на сайте. 

Вроде все как обычно — цены растут, ситуация непростая, но есть одно но — стоимость некоторых тарифов компания уже поднимала в этом году. 

Меры реагирования 

Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) 27 декабря опубликовало сообщение на сайте Правительства gov.kz о рынке оказания услуг сотовой связи и начале расследования. 

После жалоб абонентов по поводу повышения цен были проанализированы тарифные планы и динамика изменения цен на услуги сотовой связи. 

“Установлено, что в 2023 году по тарифным планам сотовых операторов зафиксирован значительный рост цен от 7,7 до 57,3 процента. Так, только в период с мая по июль 2023-го сотовые операторы, опубликовав информацию на своих официальных сайтах, последовательно повысили стоимость оказываемых услуг на более чем 30 тарифных планах с ежемесячной абонентской платой. С учетом п. 3 ст. 199 Предпринимательского кодекса в связи с повторным обнаружением в календарном году признаков антиконкурентных согласованных действий агентством в настоящее время начаты расследования в отношении сотовых операторов АО “Кселл”, ТОО “МТ-С” (Тele2/Altel) и ТОО “Кар-Тел” (Beeline) по ст. 170 Предпринимательского кодекса”, — говорится в сообщении. 

Вот такой подарок получили казахстанские абоненты и операторы в канун Нового года. Будем верить, что со связью проблем не будет... 

Фото Талгата Галимова