Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Тема

Склады на колесах

В Казахстане снова не хватает зернохранилищ в регионах, что в очередной раз приводит к сезонным проблемам с перевозкой зерна. Плюс частные отечественные зерновозы решили перекинуться на перевозку российских зерновых

Об этом заявили в АО «Астык Транс», тем самым подтвердив, что «на логистику Казахстана влияет ситуация на мировых рынках, а также у ближайших соседей».

— В России подтверждается рекордный урожай зерна около 130 миллионов тонн, что будет влиять на занятость парка СНГ под перевозки российского зерна. Ситуация на данном рынке такова, что оборот вагонов в России постоянно растет, движение замедляется, что приводит к необходимости привлечения большего количества вагонов. Помимо этого, рост расходов на содержание парка приводит к повышению ставок за пользование. Сегодня с учетом указанных факторов ставки за пользование вагонами-зерновозами в РФ составляют около восьми тысяч российских рублей в сутки, что в 1,5-2 раза больше, чем в Казахстане на экспортных перевозках. Для казахстанского рынка, где ставки ниже, чем в РФ, это приведет к сокращению предложения парка СНГ, а также возникают существенные риски оттока казахстанского частного парка на перевозки российского зерна, хотя АО «Астык Транс» и подготовило к новому сезону 3435 собственных хопперов-зерновозов. Кроме того, мы арендуем и привлекаем дополнительно около 2,1 тысячи зерновозов. А в сезон перевозок нового урожая наша компания планирует привлечь дополнительно для перевозок в Казахстане 600 вагонов парка СНГ и приобрести 100-200 новых зерновозов. Подчеркнем, что весь парк АО «Астык Транс» будет задействован в перевозках только казахстанского зерна, — подчеркнули в компании.

Что касается Казахстана, то рекордный урожай зерна в 2022 году привел не только к росту экспорта, но и в очередной раз вскрыл ряд проблем с логистикой. Которые, впрочем, не оказались новостью, поскольку имеют свойство повторяться ежегодно. Так же, как и сезонный ажиотажный спрос на вагоны, когда потребность в несколько раз превышала возможности парка и инфраструктуры. Так же, как и

проблемы с хранением зерна, а точнее — нехваткой ХПП (хлебоприемные пункты).

— Суммарно элеваторных и складских помещений под зерно в Казахстане хватает, а вот регионально — нет, — отметили и в «Астык Транс».

В качестве примера компания привела Атбасарский район, который собирает 2-2,5 миллиона тонн зерна ежегодно, но элеваторных хранилищ там всего на 840 тысяч тонн, и еще около 600 тысяч тонн могут принять мелькомбинаты. И все. Поэтому многие производители зерна фактически используют вагоны как «склад на колесах». А отсутствие возможности долговременного хранения зерна приводит к избытку предложений на рынке в короткий сезон и вследствие этого к снижению цен.

— На сегодня мы имеем ситуацию, когда максимально распродаем высокий урожай прошлого года по бросовым ценам, чтобы освободить емкости перед новым урожаем, а впереди нас может ожидать неурожайный год, когда цены могут вырасти, — считают в «Астык Транс».

При этом, по оценкам оператора, максимально в месяц железнодорожная инфраструктура РК реально позволяет перевозить 1,2 миллиона тонн зерна, в год – до 14,5 миллиона тонн. Тогда как сейчас Казахстан в среднем перевозит 8-10 миллионов тонн в год. Таким образом, увеличить перевозки при существующей инфраструктуре вполне реально, необходимо лишь обеспечить достаточный объем современных зернохранилищ, что гарантирует равномерные и стабильные перевозки в течение всего года.

Однако на сегодняшний день в «несезон» только в «Астык Трансе» остаются незадействованными около 900 вагонов, при том что в целом сезон считается активным из-за высоких остатков зерна. В неурожайные годы в летние месяцы остаются незадействованными и вовсе 50 процентов парка. Такая же ситуация у других экспедиторов.

Ольга Шишанова