Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Логистика и транспорт
Тема

Логистика и транспорт

Продолжаем серию публикаций о приграничном сотрудничестве Казахстана и России. В Астане 4 октября 2016 года состоялся XIII Форум межрегионального сотрудничества РФ и РК. На повестке дня важные вопросы — развитие транспортно-логистического потенциала евразийского пространства, сокращение торговых барьеров между двумя странами, сотрудничество в области туризма

Столица

Чтобы охарактеризовать этот город, достаточно одного слова — столица. В 2016 году она отпраздновала свое 18-летие, а количество жителей превысило миллион. К этому времени общая территория города выросла почти до 800 квадратных километров.

Небольшой исторический экскурс. В 1830 году была основана военная крепость Акмола. Решением Министерства внутренних дел России в мае 1862 года Акмолинской станице был присвоен статус города. В марте 1961 года Акмолинск переименовали в Целиноград, ставший центром освоения целины. Город и область имели большое значение в обеспечении Советского Союза зерном. В 1992 году Целинограду было возвращено историческое название Акмола, а 6 мая 1998 года Акмола, уже ставшая столицей Казахстана, была переименована в Астану. В недавнем прошлом произошло еще одно, известное всем двухразовое переименование — Астаны в Нур-Султан и Нур-Султана в Астану. Но к нашей теме это отношения уже не имеет.

Проведение международной специализированной выставки EXPO-2017 сделало 2017 год значительным не только для столицы, но и для страны в целом. Так что весь предыдущий год шли грандиозные подготовительные работы, в том числе по строительству павильонов выставки.

Контейнерные перевозки

В ходе встречи глав двух государств говорилось о том, что у России и Казахстана есть большой потенциал в сфере транзитных перевозок. Из более чем 22 миллионов контейнеров, перемещаемых всеми видами транспорта между Азией и Европой, на долю обеих стран на тот момент приходилось лишь 100 тысяч, или менее 0,1 процента. Сегодня ситуация изменилась. Согласно данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, через морские порты Актау и Курык (Казахстан) в январе — сентябре 2022 года было перемещено около 1,4 миллиона тонн грузов, что в 2,4 раза превысило показатель за аналогичный период предыдущего года. В том числе за девять месяцев 2022 года экспортом по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) перевезено 611,8 тысячи тонн. Это в восемь раз больше показателя за январь — сентябрь 2021 года. Кроме того, между Россией и Китаем транзитом через Казахстан контейнерные перевозки выросли в четыре раза и достигли 196,7 тысячи TEU (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств, основана на объеме 20 футов. — Прим. автора).

Но вернемся в 2016 год. Тогда главы двух государств говорили о том, что транспортная отрасль должна стать одним из драйверов роста экономики обеих стран. Еще за два года до данного форума в Казахстане была создана Объединенная транспортно-логистическая компания, что помогло увеличить объем контейнерных перевозок по маршруту Китай — Европа — Китай. Он ежегодно рос более чем в два раза.

Ничего личного

Традиционно на форуме говорили об устранении препятствий, связанных с пограничными переходами, фитосанитарным, ветеринарным контролем. Причем эта тема, пожалуй, возникает при каждой встрече приграничных государств. Это и понятно, всем необходимо расширять рынок, особенно если твой товар конкурентоспособен, в том числе по ценообразованию. И тогда начинаются то «молочные войны», то «овощные». Каждая из сторон старается найти причину, чтобы сдержать напор настойчивого соседа со своей продукцией, которая является конкурентом отечественной. Если зайти на сайт Россельхознадзора РФ, то есть масса информации о том, какую продукцию заворачивают на границе. То же самое происходит и на казахстанской стороне. Рынок, бизнес — ничего личного. И тогда каждая из сторон ищет лазейки. Так, Россия, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан договорились о запуске нового мультимодального Южного транспортного коридора, который пройдет в обход территории Казахстана. Новый маршрут решает две задачи — миновать возникающие на казахстанской границе препятствия для товаров, идущих на рынки РФ, и перевести часть грузопотока в порт Астрахани. Это может означать для Казахстана одно — существенные затруднения в части превращения нашей страны в полноценный транспортный хаб в Центральной Азии и Каспийском регионе.

Между государствами периодически возникали разногласия вокруг обеспечения свободного рынка. Усиление контроля на границе не единожды становилось причиной споров между соседями, кто-то даже называл это «торговой войной».  Впрочем, как ни называй, исход один: наш сосед пошел на кардинальное решение проблемы, создав новый маршрут. С чем останется Казахстан?

Туризм

Новые возможности развития туризма между Казахстаном и Россией обсуждались на панельной сессии в рамках форума. Российская сторона поделится опытом привлечения туристов в Москву, в свою очередь Казахстан представит туристический потенциал Астаны. Стороны рассмотрят и туристические возможности приграничных регионов двух стран.

Опять же геополитическая ситуация внесла свои коррективы. Так, по данным Министерства экономического развития России, в 2022 году Казахстан занял второе место по количеству въездных туристических поездок в Россию — более 1,5 миллиона поездок — и третье место по количеству выездных туристических поездок из России после Абхазии и Турции — более 2,4 миллиона поездок. На территории России и Казахстана реализуются совместные туристические маршруты, такие как тур «Промелькнувший метеор» с посещением Омска, Павлодара и Алматы, маршрут по реке Чаган в Оренбургской области, тур на «Голубые озера» в Тюменской области.

На территории приграничных регионов России и Казахстана проживает более 25 миллионов человек. В связи с этим обе страны планируют не только увеличить туристический трафик, но и сделать так, чтобы этот трафик увеличивал доходы местного населения, создавал рабочие места, вел к развитию малых и средних предприятий. В итоге должны появиться «цепочки коммерциализации».

«Лукойл» в действии

В ходе форума говорилось о крупнейших проектах с участием российского капитала в нефтехимии, горно-металлургическом комплексе и прочее. Среди них был заявлен и «Лукойл», который планировал в 2017 году запустить завод смазочных материалов в Алматинской области мощностью 100 тысяч тонн в год. Кстати, «Лукойл» является чемпионом по вложению инвестиций в Казахстан, достигающих более 10 миллиардов долларов.

Правда, заявленное событие произошло только в сентябре 2019 года. Завод строили три года, и он обошелся заказчикам в 94 миллиона долларов. Предприятие практически полностью автоматизировано, тем не менее создано 200 рабочих мест.

Завод расположен в непосредственной близости от международного автотранспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Его географическое положение открывает компании новые перспективы для эффективных поставок смазочных материалов в КНР и другие страны Азии. И в 2020 году первая партия смазочных масел — более 200 тонн — была отправлена в Поднебесную.

Ручку позолоти

Одна из ведущих российских компаний «Полиметалл» прочно обосновалась в Казахстане. В республику она пришла в 2009 году — именно тогда компания зашла на рынок, приобретя свой первый казахстанский актив, которым стало Варваринское золотомедное месторождение в Костанайской области. Была проделана большая работа, и сегодня Варваринское является полноценным золотым кластером, совмещающим добычу и переработку, в том числе и руды с российских месторождений. Предприятие включает в себя карьер золотомедных руд Варваринского, золоторудное месторождение Комаровское, которое было приобретено в 2016 году, золотоизвлекательную и обогатительную фабрику, где производится золотомедный сплав Доре, железнодорожную инфраструктуру.

Кроме того, подразделение «Полиметалл» в ВКО имеет ТОО «Бакырчикское горнодобывающее предприятие», ставшее одним из крупнейших предприятий области.

P.S. В 2015 году товарооборот России и Казахстана составил 15,5 миллиарда долларов. 

Марина Попова