Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Что не так в королевстве «Озенмунайгаз»?
Тема

Что не так в королевстве «Озенмунайгаз»?

Недавний «визит» жителей Жанаозена в столицу и их попытки привлечь внимание к своим проблемам обернулись проверкой специальной рабочей группой АО «НК «КазМунайГаз» деятельности АО «Озенмунайгаз». Некоторые итоги проверки финансово-хозяйственной деятельности компании размещены в телеграм-канале

 

Перечислим лишь некоторые. Например, выявлена значительная разница между стоимостью работ при реконструкции однотипных водогрейных установок. Так, общая стоимость реконструкции трех водогрейных установок составила более 525 миллионов тенге с НДС, тогда как стоимость реконструкции только одной установки превысила сумму в 380 миллионов тенге с НДС, что более чем в два раза дороже реконструкции аналогичной установки. Или такой факт: с декабря 2022-го по январь этого года, а затем с марта по настоящее время компания производит закуп бензина марки АИ-95 путем перечисления средств на зарплатные карты водителей. 

На этом фоне вполне обоснованной можно считать претензию Актюбинского завода нефтяного оборудования, руководство которого считает, что проведенный тендер АО «Озенмунайгаз» на закуп оборудования не просто ущемил их права и поставил в непростую ситуацию казахстанского производителя, но и наносит ущерб самой компании. Поэтому актюбинцы стучатся во все двери — от акиматов до прокуратуры — в надежде, что их услышат.

Надо понимать, что каждая проигравшая сторона считает, что ее права ущемлены. Постараемся посмотреть на ситуацию непредвзято.

Тендер

Актюбинский завод на протяжении не одного десятка лет работает с предприятиями нефтяной отрасли, такими как АО «Мангистаумунайгаз», АО «Эмбамунайгаз», АО «Каражанбасмунай» и АО «Озенмунайгаз». По сути, предприятие строилось под нужды этих компаний. По словам заместителя гендиректора предприятия Бауыржана Талдыкбаева, завод был построен в рамках программы импортозамещения на частные инвестиции. Производственная мощность — 560 тысяч насосных штанг в год, что покрывает внутреннюю потребность рынка. Львиная доля закупа приходилась на АО «Озенмунайгаз» — до 50 процентов.

Актюбинский завод ежегодно принимает участие в тендерах компаний. Сложность состоит в том, что нельзя предвидеть их результаты. И это создает определенные проблемы: речь — обо всех казахстанских предприятиях, участвующих как в тендерах, так и в госзакупках. Процесс этот занимает не один день, и в случае выигрыша продукцию необходимо выдавать буквально сразу. Если не сделал закуп необходимых материалов, то можешь оказаться в неприятной ситуации. А работать на склад в надежде, что победишь, — палка о двух концах. Поэтому актюбинцы предлагали расширить сроки контрактов до трех лет.  И их услышали. В 2021 году АО «Озенмунайгаз» объявило тендер сразу на три года, но с условием — перевезти завод в Жанаозен.

«Сразу поставили невыполнимые условия. Завод — не павильон, который можно легко перенести. В итоге вернулись к годовому контракту. В ноябре прошлого года — новый тендер. Появляется новый игрок в лице ТОО «Каскор-Машзавод» из Актау. Его производственная мощность — 5 тысяч насосных штанг в год. У нас — 560 тысяч. И они выиграли», — отметил Бауыржан Талдыкбаев.

Конкуренты получили трехлетний заказ почти на один миллион штанг на сумму 27 миллиардов тенге. По словам представителя актюбинского завода, это может означать только одно: если предприятие не имеет требуемой производственной мощности, значит, оно будет приобретать недостающие штанги за пределами страны. При этом казахстанский производитель будет вынужден сокращать объем производства и, как следствие, сотрудников. А их здесь 300 человек.

Мы вам писали

Актюбинцы решили не мириться со сложившейся ситуацией и начали «бумажную войну». Обратились в государственные органы. Речь не столько о тендере, сколько о том, что ТОО «Каскор-Машзавод» допускает систематические нарушения поставок продукции как по количеству, так и по качеству. Причем не голословно, а с документами лабораторных анализов. По информации юриста предприятия Жалгаса Буктыбаева, к примеру, по результатам анализа от 28.02.2023 АО «Озенмунайгаз» направляет претензию в ТОО «Каскор-Машзавод» с указанием, что вся поставляемая продукция не соответствует ГОСТу и есть факты подлога данных в паспорте товара. Проводят еще два лабораторных анализа, указывающих, что предприятие продолжает нарушать условия договора и поставляет дефектную продукцию, которую невозможно использовать. 

«Особо обращаем внимание на то, что АО «Озенмунайгаз» фиксирует неоднократность поставок бракованной продукции (отдельные партии возвращены, поступившие не принимаются из-за брака) и неустранение выявленных замечаний. При этом сообщается, что по причине отсутствия насосных штанг предприятие не выполняет плановые суточные нормы добычи нефти и сорваны графики поставки (недопоставка на 01.03.2023 — 43 516 штук). Данные грубейшие нарушения и несоблюдение нормативов ГОСТа, а также систематическое неисполнение договорных обязательств были выявлены за период с момента заключения договора и до даты выставления претензии. В последующем АО «Озенмунайгаз» не приняло никаких реальных мер по расторжению договора (при наличии добросовестного поставщика АО «Актюбинский завод нефтяного оборудования), что в очередной раз свидетельствует о злоупотреблениях руководства АО «Озенмунайгаз» в ущерб производственной деятельности предприятия», — указано в письме в прокуратуру.

С сертификатом — в суд

Руководство актюбинского завода подало в суд на НПП «Атамекен». Речь идет о сертификате, выданном ТОО «Каскор-Машзавод», позволяющем внести его в Реестр отечественных производителей и быть участником тендеров. По мнению истца, сертификат должен выдаваться на конкретное наименование продукции. В данном случае речь идет о штанге насосной. Кроме того, по мнению истца, включение компании в тендер прошло с нарушением процедурных норм, отсутствовало фактическое производство на момент включения в реестр.

НПП «Атамекен» в ответе компании сообщило, что была проведена процедура верификации в отношении правомерности включения в Реестр отечественных производителей товаров, работ и услуг, а также выдачи индустриального сертификата ТОО «Каскор-Машзавод».

«По итогам проведенной процедуры верификации установлено, что в заявке ТОО «Каскор-Машзавод» не подтвердились факты предоставления недостоверных сведений и (или) документов. При фактическом выезде на место нахождения производства подтверждена возможность производить на заявленном оборудовании товар «штанги насосные, модель ШН», код ТНВЭД 8413910008, в количестве 5000 единиц в год. Таким образом, доводы, изложенные в вашем обращении, не подтвердились, основания для исключения из Реестра отечественных производителей товаров, работ и услуг, а также включения в Реестр организаций, исключенных из Реестра отечественных производителей товаров, работ и услуг, отсутствуют», — сказано в ответе.

Правдорубы, или Синдром обиженного?

Проигрыш в тендере — это всегда отрицательные эмоции. Только ли этим руководствовалась администрация актюбинского завода? По словам Бауыржана Талдыкбаева, дело не только в том, что речь идет о государственных деньгах, поскольку компания государственная.

«К данной ситуации у меня несколько вопросов. Во-первых, как могло выиграть тендер предприятие, чьи производственные мощности не соответствуют заявленным. Почему в ситуации, когда завод из Актау физически не может выполнить заказ и будет приобретать штанги за пределами страны, отечественное предприятие должно простаивать, а люди оказываться без работы? Почему ни одна из госструктур не хочет взглянуть на ситуацию непредвзято? Все, чего бы нам хотелось, чтобы в ситуации непредвзято разобрались. В конце концов, речь идет о государственных деньгах, добыче нефти, прибыль от которой идет в бюджет, и о доверии бизнеса к государству», — заметил представитель актюбинского завода.

Эта история напоминает другую — экибастузского ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания», которое было образовано на базе вагоноремонтного депо ТОО «Таман» под нужды АО «НК «КТЖ». Но полувагоны местного производства в итоге оказались не нужны государственной компании. И это при том, что в создание нового производства было вложено 7,6 миллиарда тенге. На 2008 год это были немалые деньги. Хотя полувагоны стране нужны. Значит, их приобретают за пределами страны. Ко всему сказанному хотелось бы добавить одно: возможно, проблема частная, но подобных примеров достаточно во всех регионах страны. Новый Казахстан требует новых подходов.

Марина Попова