Зухра Табаева
Пандемия борцу не помеха…
Известный казахстанский режиссер Канагат Мустафин приступил к монтажу исторической полнометражной картины о легендарном цирковом борце Кажымукане Мунайтпасове (1871 — 1948). В числе первых он рассказал “НП” о том, как снимался фильм
— Канагат, позади восемь подготовительных и пять съемочных месяцев. Идею создания этой картины вы вынашивали не один год, напомните, как вы к ней шли, как велась работа над сценарием, много ли раз его переделывали?
— Буквально сегодня в постпродакшн компании Cubic, с которой я сотрудничаю уже 10 лет, начался монтаж картины. Верно, мечта снять этот фильм зародилась 11 лет назад. Я был за рулем, когда услышал по радио о мероприятиях в связи со 140-летим Кажымукана Мунайтпасова. Я знал его биографию и очень ему симпатизировал с детства, захотелось узнать о нем больше. Мой отец Курмангазы Мустафин — писатель, у него богатая библиотека, в ней нашлась не одна книга о борце, я быстро прочел их от корки до корки.
Это был потрясающий человек, прямой потомок Кобланды батыра, жизнь которого обросла легендами и мифами. Природа наделила его не только силой и ловкостью непобедимого борца, спортивной волей, красотой, талантом, харизмой и обаянием артиста цирка, широтой души, он был патриотом до конца своих дней. На пике карьеры во время зарубежных гастролей Кажымукану неоднократно предлагали остаться за границей (он побывал в 66 странах), к примеру, в Турции, в Японии. Но он всегда стремился на родину. В Турции его полюбили под псевдонимом Кара Мустафа, в Японии воспринимали самураем. В годы войны он продал свое имущество, собрал все сбережения и передал на строительство самолета, попросив назвать его именем Амангельды Иманова и найти летчика-казаха. Кажымукан пожизненно резал баранов и кормил бедствовавших соседей, знакомых.
Будущий борец родился в ауле в Акмолинской области, его мать, к сожалению, погибла при тяжелых родах, так как ребенок был очень крупным, по некоторым данным, новорожденный весил девять килограммов. Есть сведения, что его мама сама была борцом и на ярмарках побеждала в поединках мужчин. Данных о нем много, они разнятся, одни и те же факты трактуют по-разному, поэтому над сценарием работать было непросто, его семь раз переделывали. Сценарий писал в соавторстве с Жанатом Касабековым, мы встречались с разными “кажымукановедами”.
— Известно ли потомкам борца о съемках картины?
— Да, его внук Бахытжан Кажымуканов выступил историческим консультантом картины, он композитор, сыграл у нас небольшую роль. У Кажымукана было 12 детей от четырех жен, многие из них становились “кажымукановедами”…
На каком-то этапе написания сценария мне предложили снимать сериал, но бюджет меня не устроил, поэтому сразу отказался. Я в первом питчинге Государственного центра поддержки национального кино защищал свой проект и выиграл грант, к съемкам приступила компания BozOK Film. Продюсер проекта — Нуржан Жуманов, оператором-постановщиком выступил Еркенбек Птыралиев.
— Образы кого-то из его любимых женщин будут воплощены на экране?
— Образ спутницы его жизни — это собирательный образ. Еще будет присутствовать его первая жена Надежда Чепковская. Охватить все его браки в полнометражной картине невозможно.
— Много ли в сценарии исторических персонажей?
— Филипп Голощекин, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов.
— Кажымукан прожил 77 лет, какой период его жизни охватывает сюжет?
— Мы расскажем о нем со дня появления на свет и до самого ухода из жизни.
— Кто играет Кажымукана?
— Пока мы это держим в тайне. Исполнителя главной роль искали долго, были готовы снять Даулета Абдыгапарова, но помешали некие обстоятельства. У сыгравшего борца актера есть опыт работы в кино, он выпускник Жургеновки, но главных ролей еще не играл. Кстати, его рост выше двух метров. Парень вжился в этот образ, ему приходилось то поправляться, то скидывать вес на 26 килограммов, в финальных сценах у него был пластический грим, ведь в 27 лет нужно было изображать 77-летнего героя.
— Какова география съемок в Казахстане? Строились ли декорации?
— Мы снимали в ауле Карой, в Капале, Жаркенте, Алматы. Пандемия, снегопады, бури, метели — ничто не смогло нас остановить. В Жаркенте возводили декорации для съемок эпизода в Харбине, дорисовывать будем на графике; в Карое строили его родной аул, ярмарку, кашары; реставрировали купеческие дома в Капале. Месяцев шесть я ездил по Алматинской области в поиске исторических построек. Также мы строили цирк шапито в ретростиле. Признаюсь, я дебютировал в роли художника-постановщика. Как говорится, хочешь сделать хорошо — сделай сам. Каждый вложил свою душу в наш фильм, я это ценю! В планах — запись музыки с оркестром.
— Оправдала ли ваши надежды декабрьская поездка съемочной группы в Белоруссию?
— В прошлом году как раз в эти дни я был в Белоруссии, договаривался о сотрудничестве, утверждал объекты, которые будем снимать. Минск — красивый город, в нем много памятников истории (замки, католический костел и другие достопримечательности), поэтому в одной только столице Белоруссии мы сняли сцены, разворачивавшиеся в нескольких европейских городах и даже в США.