Зухра Табаева
Выдающегося казахстанского режиссера, кинодраматурга, писателя Сатыбалды Нарымбетова, известного по фильмам “Гамлет из Сузака”, “Жизнеописание юного аккордеониста”, “Молитва Лейлы”, “Мустафа Шокай”, “Аманат”, не стало 8 июля
Сатыбалды Жалеловичу было 75 лет, его фильмы вошли в “Золотую коллекцию казахского кино”, они подкупают зрителей искренностью, глубиной и патриотизмом. С.Ж. Нарымбетов был профессором КазНАИ имени Жургенова, его дело продолжат не только ученики, но и талантливые сыновья — известный оператор Искандер Нарымбетов и режиссер Аскар-Мухит Нарымбетов.
Зрителям, побывавшим на премьерных показах его кинокартин, посчастливилось услышать информацию о них из первых уст. Историческая драма С. Нарымбетова “Аманат” посвящена известному ученому, историку Ермухану Бекмаханову (1915 — 1966). Сатыбалды Жалелович снимал ее по своему сценарию. Идея фильма “Аманат” у него зародилась во время работы над автобиографическим фильмом “Мустафа Шокай”. Уже тогда, получив доступ к ранее засекреченным документам, он начал изучать материалы, связанные с Е. Бекмахановым, сдружился с его вдовой Халимой Бекмухамедовой, познакомился с ее дневниками, общался с детьми и последователями ученого. В фильме прослеживаются три самостоятельные сюжетные линии: история пытливого прогрессивного ученого, не сломленного пытками (Берик Айтжанов); жизнь Кенесары хана (Санджар Мадиев) и деятельность молодого советского журналиста (Азат Нуртаев), который готовит публикацию о Е. Бекмаханове, вызывая негодование КГБ. Все три героя С. Нарымбетова противостоят государственной системе, стремятся к независимости казахского народа.
Сатыбалды Нарымбетов с супругой Ермухана Бекмаханова
Халима Бекмухамедова поблагодарила С. Нарымбетова за картину, а его сына Искандера за отличную операторскую работу, подметив, что Б. Айтжанов и Карлыгаш Мухамеджанова достоверно сумели передать атмосферу, царившую в ее семье с ученым. А вот роль жестокого, подлого следователя НКВД досталась Азизу Бейшеналиеву, который ранее в картине С. Нарымбетова создал образ Мустафы Шокая. “Ценю в актерах харизматичность, а она в Азизе есть, и фактура у него роскошная, — заявил режиссер. — Фильм о Шокае снимался впервые, мы открываем зрителям белые пятна истории. В советскую эпоху его считали предателем, создателем Туркестанского легиона, воевавшего на стороне гитлеровской Германии. Это клевета! Сохранилось письмо Шокая к Риббентропу, в котором он отказывается от сотрудничества с гитлеровцами. Документально подтверждено, что он спас жизни 18 тысяч военнопленных, тогда как в списке Шиндлера — 3,5 тысячи спасенных жизней. А кто об этом знал?
Съемки проходили в Праге, Баку, других городах. Прекрасно работалось в Праге, я чувствовал себя истинным художником, там высочайшая организованность и пунктуальность. Дома же нас постоянно что-то тормозило, ощущалась нехватка средств”.
Популярный российский актер Александр Панкратов-Черный в один из приездов в Алматы с удовольствием вспоминал о съемках фильма С. Нарымбетова “Омпа”. “Комедия “Омпа” создавалась в очень трудное время, кризисные 90-е годы, — сказал россиянин. — Мы с другом Досханом Жолжаксыновым играли приятелей-летчиков и на “кукурузнике” облетели весь Казахстан вплоть до границы с Китаем. Однажды нас предупреждали по рации, что ожидается песчаная буря, но мы продолжили полет, потом еле успели приземлиться. И тут на нас двинулась такая страшная черная стена. Режиссер Сатыбалды Нарымбетов закричал оператору: “Быстро включай камеру!”. Я с ужасом смотрю на эту движущуюся стену, меня снимают, потом этот эпизод вошел в картину. Словом, вместе с ним нам кое-что страшное довелось пережить”.
— Я дебютировал в картине Сатыбалды Нарымбетова “Молитва Лейлы”, — вспоминает популярный актер театра и кино Дулыга Акмолда. — Он знал меня по театральным ролям, и однажды заявил, что у него есть роль — прямо для меня, причем главная, и пригласил к себе домой. Я пришел, он познакомил меня со сценарием, здесь уже грех было отказываться. В итоге даже персонажу дали мое имя — Дулыга. Позже я у него снялся и в других фильмах, в небольших ролях, но и это подарок судьбы.
Вспоминая об этой картине, известная актриса театра и кино Газиза Абинабиева сказала, что режиссер позволил ей импровизировать, в итоге они вместе решили, а не закурить ли ей в кадре.
Также С.Ж. Нарымбетов известен по книгам “Көзімнің қарасы”, “Тентек”, “Жанайғай”, сборнику повестей и рассказов “Ассалаумагалейкум, Атлантида!”.
На днях пресс-служба киностудии “Казахфильм” сообщила, что работу над фильмом режиссера Сатыбалды Нарымбетова “Долгое эхо” продолжит его сын Аскар-Мухит. Картина рассказывает о судьбе польского писателя, ссыльного революционера и собирателя степных этнографических ценностей Адольфа Янушкевича. Ее запустили в производство в начале февраля 2019 года. Сценарий Сатыбалды Нарымбетова и Нурлан Санжар писали четыре года.