Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
События

Желания есть, возможностей нет?

Первый Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России состоялся в 2003 году в Омске. С тех пор для лидеров двух стран стало доброй традицией встречаться в одном из приграничных регионов для обсуждения актуальной повестки дня. Каждая такая встреча посвящена конкретному вопросу: туризму, проблемам трансграничных рек, углублению Иртыша… За эти годы форум поочередно проводили в российских и казахстанских городах: Челябинске, Уральске, Новосибирске, Актобе, Оренбурге, Усть-Каменогорске, Астрахани, Павлодаре, Екатеринбурге, Атырау, Сочи, Астане, Петропавловске, Омске. Нынешней осенью он состоится в Костанае

 

Надо ли говорить, что к этому событию казахстанские города значительно преображаются. Редакция «НП» решила вернуться к событиям прошлых лет, чтобы сквозь призму времени посмотреть на результаты таких встреч, причем не особенно соблюдая хронологию. Начнем с юбилейного, 15-го, форума в Петропавловске, состоявшегося в 2018 году, где поднимали тему туризма и планировалось открытие совместных предприятий, в том числе по сборке самолетов.

Самый северный областной центр Казахстана Петропавловск расположен вблизи российской границы. До приграничного города-миллионника Омска на машине — около 285 километров, на десяток километров меньше до Кургана. Петропавловск и Омск — города-партнеры. Молодые казахстанцы едут сюда за высшим образованием. Одна из красивых улиц миллионника названа в честь Чокана Валиханова. У северных соседей на прилавках магазинов можно купить петропавловские продукты. Наконец, Омск — это первый город в списке для тех североказахстанцев, кто решает поехать в Россию на ПМЖ — три с половиной часа поездки разделяют эти города.

Форум как возможность облагородить город

Еще летом 2017 года Бакытжан Сагинтаев, на тот момент премьер-министр страны, во время визита в Петропавловск заметил, что «нужно помочь городу подготовить его к приему высоких гостей». И работа закипела. На месте частного сектора со старыми домами, простоявшими здесь по 70 лет, появился суперсовременный Дворец школьников. По официальным данным, строительство здания обошлось в 3,6 миллиарда тенге. На начинку IT-направления производства США, Италии, Германии, Китая и России потратили около 2 миллиардов тенге. В итоге появился ультрасовременный центр для детей, где открыто 87 кружков и одновременно могут заниматься почти 2000 детей разного возраста.

Значительная работа была проведена по уличному освещению Петропавловска — установлено 800 новых опор освещения и 2000 светодиодных энергосберегающих светильников. Внедрена система управления уличным освещением, что в итоге дало экономию бюджету около 12 миллионов тенге в год. Отремонтировали 17 километров внутригородских дорог, обновили фасады многоэтажек, провели реконструкцию областной библиотеки имени Сабита Муканова. Возле нее появились остановочные павильоны в виде открытой книги. Построили новый универсальный теннисный центр в рамках ГЧП. На его строительство было привлечено 1,7 миллиарда тенге частных инвестиций, государство выделило 249 миллионов на проведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры и благоустройство. По данным областного акимата, произведено устройство тротуаров площадью 45,7 тысячи квадратных метров и обновлен асфальт на площади 235 тысяч квадратных метров. А вот окраин города ремонт дорог не коснулся — там же президенты не ездят… Впрочем, подобная история происходила в каждом городе страны, встречающем высоких гостей. Такова действительность. Впрочем, те преобразования, которые произошли благодаря форуму, заметны. Не было бы встречи на высшем уровне, наверное, не было бы преобразований.

Что обсуждали?

Темой юбилейного, 15-го, форума межрегионального сотрудничества стал туризм, который, по заверению чиновников, делает людей счастливее и напрямую влияет на качество жизни. В результате президенты двух стран договорились усилить координацию туристической и транспортно-логистической инфраструктур, развить автомобильное, железнодорожное и авиасообщение, изучить потенциал туристических возможностей, обеспечить путешественникам комфортное прохождение пограничного контроля, улучшить инфраструктуру пограничных переходов, упростить визовый режим с прикаспийскими странами. Отдельным вопросом стала активизация работы в сфере медицинского туризма и образования. На форуме презентовали единый портал и круглосуточный call-центр для медицинских туристов.

Медицинский туризм

Идея не нова. Главное — кадры и условия. Несколько лет назад профессор медицины Алмаз Шарман заметил, что привлечение зарубежных пациентов в РК во многом также зависит от привлекательности общей туристической инфраструктуры. «К сожалению, высокая стоимость воздушных перевозок, дороговизна астанинских и алматинских гостиниц и ресторанов не позволят в ближайшей перспективе Казахстану успешно развивать медицинский туризм. Помимо дальнейшего совершенствования сферы оказания медицинских услуг, развитие медицинского туризма в стране должно быть сопряжено с другими мерами, направленными на создание ее имиджа в качестве политически стабильного, экономически развитого, а также привлекательного и доступного по цене туристического направления», — отметил он.

За это время ни перелеты дешевле не стали, ни сами медуслуги. Так вот тогда, на форуме в Петропавловске, заместитель генерального директора республиканского центра развития здравоохранения Айман Искакова сообщила, что рамках проекта «Развитие медицинского туризма и импортозамещения» к 2019 году планируется привлечь около 32 тысяч иностранных туристов. Это обеспечит доход более миллиарда тенге (более 2,7 миллиарда долларов по курсу Нацбанка) от въездного медицинского туризма.

«Мы в тестовом режиме запустили единый онлайн-портал medicaltourism.kz. Здесь можно получить легкий доступ к информации о медицинских организациях, их оснащении, предлагаемых услугах и ценах на них, специалистах и их квалификации», — уточнила представитель центра.

Сообщила она и о запуске бесплатного call-центр, который должен был круглосуточно говорить на трех языка. Я набрала номер 1430, но мне сообщили, что бесплатным он так и не стал. Робот уведомляет, что оплачивать будете по тарифу своего мобильного оператора. Впрочем, дождаться ответа оператора так и не удалось. К слову, о сайте. Он отсылает к официальному сайту «Рокс-казино в Казахстане».

От винта

В ходе форума состоялось подписание меморандума между Казахстанским авиационным заводом и авиационным комплексом имени Илюшина Российской Федерации по развитию малой авиации в рамках развития агротуризма и экологического туризма. Речь шла о совместном производстве легкого многоцелевого самолета ИЛ-103, спрос на который растет повсеместно. В России, Казахстане и за рубежом увеличивается спрос на легкие самолеты. Тогда был подписан документ между генеральным директором авиационного комплекса имени Илюшина Алексеем Рогозиным и генеральным директором ТОО «Казахстанский авиационный завод» Виктором Долженковым.

«Мы подписали соглашение по созданию совместного предприятия с дальнейшим развертыванием на территории Казахстана центра производства самолетов, организации продаж и постпродажного обслуживания. Это новое производство на территории нашей страны создаст новые рабочие места», — прокомментировал тогда представитель казахстанской стороны.

Стоит отметить, что идея наладить в Петропавловске летное производство витала давно. Еще в 2017 году АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» и АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» договорились о локализации в Казахстане производства отдельных узлов и агрегатов самолетов этой марки. Соответствующее соглашение подписано в городе Жуковском Московской области в рамках проходящего там Международного авиационно-космического салона МАКС-2017. 
Документом предусмотрены совместное продвижение многофункционального истребителя «МиГ-35» и создание в РК полноценного сервисного центра по обслуживанию самолетов. А в 2020 году планировалось запустить в Петропавловске авиационный завод совместно с российским партнером ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева». Генеральный директор ТОО «Финансовая группа «КАЗАХ ИНВЕСТ» Антон Проданов тогда отметил, что по проекту планируется организация сборки ближнемагистральных (региональных) пассажирских и транспортных самолетов перспективной модели Бе-132. В год на заводе намерены были собирать до 70 бортов. К слову, в 2017 году в Кызылжарском районе СКО даже землю под это дело выделили. Сумму проекта оценивалась в 67,1 миллиарда тенге. Вот только, как это часто бывало, проект реализован не был. Почему? Ответа не удалось найти ни в районе, ни в области, ни в Комитете индустриального развития Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. Люди на местах новые, никто не помнит о событиях пятилетней давности.

Как открыть границы?

Еще один немаловажный вопрос — это комфортное прохождение пограничного контроля. Возможно, здесь бы и удалось достичь определенных послаблений, но сначала грянул ковид, затем — СВО и мобилизация у соседей. Какой уж тут комфорт… Впрочем, эта тема по прежнему актуальна. В ноябре прошлого года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе видеообращения к участникам Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Оренбурге предложил модернизировать приграничную инфраструктуру двух стран.

«Особое внимание нужно уделить улучшению приграничной инфраструктуры, расширению пропускной способности пограничных переходов между Казахстаном и Россией. Полагаю, что эту работу следует проводить с учетом формируемых транснациональных коридоров, в том числе в рамках инициативы «Один пояс, один путь», маршрута «Север — Юг» и, конечно же, сопрягать эти маршруты с деятельностью Евразийского экономического союза», — сказал тогда Токаев.

Среди приоритетов он выделил строительство автомобильных дорог, создание логистических хабов и экономических зон на приграничных территориях. Есть над чем работать.

P.S. По итогам 2022 года, объем товарооборота России и Казахстана, по информации вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Владимира Падалко, вырос на 2 миллиарда долларов США. «По итогам прошлого года у нас товарооборот с РК достиг рекордных значений — 26 миллиардов долларов. Причем мы добавили 10 процентов к 2021 году с учетом того, что в том году у нас вырос товарооборот на 30 процентов», — отметил Падалко.

Марина Попова