Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
События

Черноморский гамбит2

Порты Новороссийска, откуда на мировые рынки уходит 70 процентов добываемой в нашей республике нефти, могут серьезно пострадать в ходе продолжающегося военного конфликта между Украиной и Россией. У Казахстана в таком случае есть три варианта действий, считает казахстанский эксперт по нефтегазовым проектам Рашид Жаксылыков

WELAR

«Легкий» испуг или предупреждение?

Казахстан, экономика которого в основном зависит от продажи нефти, намерен выступить с инициативой по обеспечению безопасной работы порта на Черном море. Соответствующее поручение дал глава Правительства, сообщил Министр энергетики республики Алмасадам Саткалиев в прошедший вторник. 

«Что касается обеспечения безопасности работы порта (Новороссийск), безусловно, Казахстан выступит с инициативой на политическом уровне по обеспечению стабильной работы данного порта исходя из того, что выгодоприобретателями от работы именно нефтяного терминала являются крупные мировые потребители, в том числе и из Европейского союза», — заявил журналистам Саткалиев в кулуарах Правительства.

По его словам, исходя из важности трубопровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) не только для экономики Казахстана, но и в глобальном масштабе, в стабильной работе нефтепровода заинтересованы крупные производители нефти. Понятно, что речь идет о таких компаниях, как американские Chevron, Exxon Mobil, итальянская ENI, британские BG, Shell и другие. 

«Мы думаем, что ситуация останется стабильной и таких случаев будет минимальное количество», — подчеркнул казахстанский министр.

Тем временем Казахстан может столкнуться с реальным вызовом, поскольку порты Новороссийска, откуда на мировые рынки уходит 70 процентов добываемой в республике нефти, могут серьезно пострадать в ходе продолжающегося военного конфликта между Украиной и Россией, считает казахстанский эксперт по нефтегазовым проектам Рашид Жаксылыков.

Напомним, что прошедшая неделя заставила серьезно поволноваться казахстанские власти, как и год назад, когда возникла реальная угроза остановки поставок на мировые рынки главного экспортного товара республики — нефти.

Напомним, трубопровод КТК — это главная транспортная артерия, которая берет свое начало на западе Казахстана и далее проходит через территорию России до черноморского порта в Новороссийске.

По этому маршруту на экспорт уходит более 70 процентов всего годового объема добываемого на западных месторождениях республики черного золота (почти 90 миллионов тонн нефти. — Прим. авт.).  Напомним также читателям «НП», что в прошлом году было около пяти-шести остановок отгрузки сырья в системе КТК, что грозило срывами поставок, а значит, потерями прибыли для бюджета Казахстана. Тогда внеплановые повреждения на выносных причалах порта Новороссийска (конечный пункт КТК. — Прим. авт.) устраняли в общей сложности в течение месяца, после чего все вздохнули с облегчением: нефть отправилась к покупателям, казна Казахстана и доходы крупнейших нефтегазовых гигантов не пострадали.

Но вот в ночь с 3 на 4 августа уже текущего года два безэкипажных украинских катера атаковали базу Военно-морского флота России в военной гавани порта Новороссийска. По сообщению российского Министерства обороны, оба беспилотника были уничтожены, однако после их атаки более чем на семь часов был введен полный запрет на движение любых морских судов в акватории порта.

При этом, как сообщила пресс-служба КТК, «отгрузка нефти на танкеры, пришвартованные к выносным причальным устройствам, осуществлялась в штатном режиме». После снятия запрета заполненный танкер отправился к покупателю, а на загрузку встал следующий.

«Повреждений инфраструктуры консорциума не имеется», — подчеркивалось в пресс-релизе КТК. 

В тот же день в Астану в срочном порядке прилетел глава консорциума Николай Горбань, который встретился с Премьер-министром Казахстана Алиханов Смаиловым. Стороны, как сообщалось, обсудили «меры безопасности, дополнительно предпринимаемые участниками консорциума для обеспечения бесперебойной перевалки нефти на Морском терминале КТК».

Что делать?

По мнению казахстанского эксперта по нефтегазовым проектам Рашида Жаксылыкова, атака беспилотников на порт Новороссийска в какой-то мере была прогнозируемой и исходила из логики продолжающегося военного конфликта между Украиной и Россией: буквально неделю назад ракетным ударам со стороны России были подвергнуты черноморские порты Украины в Одессе.

С февраля прошлого года (с началом СВО. — Прим. авт.) в приватных беседах представители нефтяных компаний и казахстанские нефтяники не раз высказывали мнение, что, мол, инфраструктуре КТК ничего не угрожает. Гарантия неуязвимости в том, что основными акционерами консорциума и грузоотправителями нефтепровода являются американские и европейские компании. И вряд ли Украина будет создавать препятствия экспорту нефти, добываемой в Казахстане американскими гигантами «Шеврон» и «Эксон Мобил». Однако сегодня уверенности в этих высказываниях стало меньше.

«Гарантий неуязвимости системе КТК сегодня никто дать не может. И надо быть большим оптимистом, чтобы верить в силу нефтяного лобби. Поймите, то, что происходит сегодня, — война, а не военно-патриотическая игра «Зарница», которая проводилась в советское время в «Артеке». Это реальная война, в ходе которой гибнут люди, уничтожаются города и инфраструктура. Участники конфликта не ищут оправданий для ослабления позиций противника. Тут, как говорится, все методы хороши ради своей победы. Так что риски огромные, и надо быть готовыми к любому развитию ситуации», — заявил в интервью »НП» Рашид Жаксылыков.

После ответной атаки Украины на российский черноморский порт в Новороссийске перед Казахстаном встают вполне реальные вызовы и риски. Речь идет не только о срыве поставок сырья и потерях бюджета, но и о том, что придется решать вопрос с затовариванием нефтью из-за отсутствия достаточного количества емкостей для ее хранения, невозможностью перенаправить объемы, предназначенные для КТК, по трубопроводам Баку — Тбилиси — Джейхан и Казахстан — Китай. Причина в отсутствии нужных мощностей и танкеров для перевозки больших объемов нефти по Каспию из казахстанского порта Актау до трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан.

По мнению эксперта, есть три варианта ответа на вопрос, что делать.

«Первый (при пессимистичном развитии событий, то есть в случае серьезного повреждения портов в Новороссийске) — все заинтересованные стороны будут ждать окончания войны либо даже в ходе военных действий восстанавливать разрушенную трубопроводную систему, потому что более экономически привлекательного и удобного маршрута, чем КТК, нет. И это надо признать!» — сказал Жаксылыков.

Второй путь — уже сейчас казахстанским нефтяникам и дипломатам следует заняться переговорами с Пекином для обсуждения вопросов строительства новых и расширения существующих трубопроводов в сторону Китая.

«Как известно, начиная с 2014 года (после событий в Крыму. — Прим. авт.) Россия активно инвестировала в усиление своей нефтяной инфраструктуры в сторону Китая. А вот Казахстан эти восемь лет упустил, сделав ставку только на КТК», — добавил эксперт.

Третий путь заключается в быстрейшем улучшении инвестиционного климата, причем не на словах, а на деле — как можно скорее создать отечественную нефтехимию, чтобы Казахстан мог перерабатывать добываемое сырье  и продавать на экспорт продукцию более высокого передела, тот же ГСМ, спрос на который растет сейчас в ЕС.

«У нас скудный инвестиционный портфель, потому что инвесторы не так охотно идут в нефтегазовый сектор, как это было раньше, а с теми, кто пришел, мы уже судимся», — резюмировал Рашид Жаксылыков.

Напомним, после февраля прошлого года, после начала СВО, Акорда вновь вернулась к забытой ранее теме диверсификации маршрутов поставок нефти на мировые рынки. Континентальная замкнутость республики ставит ее в большую зависимость от происходящего в соседних с ней странах. Нынешняя ситуация еще раз показала, что сегодня для Казахстана диверсификация стала синонимом независимости.

Именно поэтому в последнее время активно муссируется и обсуждается — не только в Астане, но и в Евросоюзе — вопрос расширения мощностей Транскаспийского международного транспортного коридора, который пролегает в обход территории России. Но для реализации этого грандиозного проекта нужны время и немалые средства.

На площадках разного уровня пока лишь идут дискуссии о необходимости цифровизации, строительства новых дорог, усиления порта в Актау, покупки танкеров и так далее. Но об этом, как говорят эксперты, следовало бы позаботиться еще позавчера.

Кульпаш Конырова