Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Смотри в оба

Озеро смерти

Человек — существо боязливое, что зачастую обусловлено накопленными знаниями и пониманием того, какие риски ожидают в той или иной ситуации.  Так устроен инстинкт самосохранения. Но, увы, даже он иногда дает сбой, и вопреки логике люди совершают нелепые ошибки, приводящие к роковым последствиям.

 

В этом году зима пришла в Казахстан относительно рано, и показатели температуры еще осенью ушли в сектор минусовых даже в южных регионах страны. В северной и центральной частях градусник уже не раз показывал отметку ниже 25 по Цельсию, что внушило ложное чувство уверенности в полноценном наступлении зимы.

В стране насчитывается около семи тысяч рек и более 48 тысяч озер, и поверхность многих из них после промерзания люди используют для перемещения. Кто-то любит зимнюю рыбалку, а для кого-то ледяная стяжка выступает в качестве автодороги. В ледовых переправах нет ничего экстраординарного. В действительности во многих случаях замерзшие водоемы и реки позволяют людям значительно сокращать путь и перемещаться там, где в другое время года это сделать невозможно в принципе.

Однако главная проблема заключается в том, что далеко не все знают, как и где можно ездить. А главное – когда. Ведь даже несмотря на холод, для того чтобы ледовая корка набрала массу и прочность, необходимо продолжительное время. Увы, далеко не все это осознают, из-за чего страдают и гибнут как люди, так и животные.

В начале декабря в Северо-Казахстанской области погибло более 102 лошадей, они провалились под лед одного из местных озер. Сообщение о том, что в табуне села Альжан выявлена большая недостача копытных, поступило в отдел полиции Айыртауского района СКО еще 2 декабря. Животные принадлежат местным жителям, 27 ноября они пропали с вольного выпаса. В первую очередь рассматривали версию похищения, что бывает нередко. Однако в ходе розыскных мероприятий лошадей обнаружили в озере Барчи. Их замерзшие туши были почти полностью погружены в воду, поверх которой уже успела образоваться корка льда.

«Предварительно установлено, что в отсутствие табунщика лошади передвигались по льду озера, вследствие чего провалились в водоем и погибли», — сообщили в полиции.

Гибель животных стала колоссальной потерей для сельчан. Дело в том, что практически все жители поселка занимаются разведением скота и пасут животных совместно, для чего были наняты пять пастухов – все жители того же села.

Сами пострадавшие, хоть и осознают, что по закону ответственность ложится на пастухов, вину на них не перекладывают. Как говорилось выше, во всех поселках занимаются животноводством, и люди знают, что ночью находиться в степи смертельно опасно. То есть днем пастухи следят за табуном, а ночью оставляют его. Другой вопрос, почему лошадей оставили близ озера, что сопряжено с большими рисками в любое время суток.

Даже по самым скромным подсчетам, при средней стоимости кобылы около 650 тысяч тенге сумма потерь составляет около 65 миллионов тенге. Сельчане обратились за помощью к местным чиновникам, однако те развели руками, поскольку нет оснований для выплаты компенсаций. Если бы лошади погибли в результате паводков или другого чрезвычайного происшествия, люди могли бы рассчитывать на какие-то выплаты. Здесь же ситуация пусть и не стандартная, но никакого форс-мажора нет.

Помимо этого жителям села предстоит решить еще одну задачу, с которой местные никогда не сталкивались. Ведь, по сути, озеро Барчи превратилось в скотомогильник. Как теперь очистить водоем от трупов, пока не решили. Рассматривают два варианта: ждать, пока лед окрепнет и можно будет пустить по нему тяжелую технику, или же доставать погибший скот уже весной – после таяния.

 

Еще не время

Другая трагедия произошла 6 декабря в Восточно-Казахстанской области — легковой автомобиль провалился в воду, не выдержал тонкий лед. В салоне автомашины находились пять человек, четверо из них выбрались, но одной пассажирке — женщине 1950 года рождения – спастись не удалось.

Все произошло в Самарском районе ВКО на Бухтарминском водохранилище в районе переправы «Кызыл ту». По информации ответственных подразделений, на территории, где произошла трагедия, есть указатель, сообщающий о запрете выезда на лед, однако водитель легковой машины решил не дожидаться парома и переехать водохранилище самостоятельно. В 800 метрах от берега лед не выдержал.

Двумя днями ранее, 4 декабря, другая трагедия произошла в Атырау на реке Урал около поселка Жумыскер. Под лед провалились 72-летний мужчина с внуком. Спасти удалось только мальчика. Десятилетнего ребенка доставили в детскую областную больницу, где после осмотра врачей его отпустили домой.

В конце ноября в Астане 11-летний мальчик провалился под лед, спасая котенка. Благо трагедии удалось избежать, но исключительно благодаря бдительности случайной прохожей. Жительница столицы во время прогулки в районе набережной заметила в реке ярко-красную шапочку. Приглядевшись, поняла, что в воде ребенок. Женщина не умеет плавать, поэтому выбежала на дорогу, чтобы остановить машины. На ее тревожные знаки отреагировало несколько автолюбителей. Неравнодушные бросились на помощь и вытянули ребенка из реки. После его сразу же отвезли в больницу. Удалось ли спасти котенка, из-за которого ребенок сам оказался в ледовой ловушке, не уточняют.

В Семее ночью 10 декабря молодые люди на автомобиле провалились под лед. Происшествие случилось на острове в районе «Автокино». Как сообщили в департаменте полиции области Абай, в воду провалился легковой автомобиль марки Mitsubishi. Двадцатитрехлетний водитель и пассажир успели выскочить из салона в момент происшествия и не пострадали.

В Атырау 3 декабря три мальчика — 14, 8 и 9 лет — играли на тонком льду Урала в районе Жумыскера. В какой-то момент лед не выдержал, и двое из них провалились. Восьмилетний Динмухаммед, оставшийся на поверхности, не растерялся и без колебаний, рискуя своей жизнью, начал спасать друзей.

«Когда я увидел тонущих друзей, моей единственной мыслью было спасти их, потому что течение было сильное. Не раздумывая, я побежал к проруби во льду и вытащил мальчиков из воды. Я сделал все, что мог, чтобы спасти их», — говорит он.

Позже прибывшие на место полицейские оказали помощь детям и благополучно передали их родителям.

Несмотря на постоянные предупреждения МЧС, а также освещение резонансных и трагических случаев в СМИ, граждане продолжают пренебрегать вопросами безопасности на льду. Спасатели отмечают, что сейчас лед обманчив, в связи с чем напоминают, что выход, а тем более выезд на лед может привести к трагедии. Дело в том, что толщина льда на любом водоеме неравномерна. До открытия официально разрешенных ледовых переправ, а происходит это в каждом регионе по-разному, выезд автотранспортных средств на лед категорически запрещен.

 

А что если…

Если лед под ногами все-таки треснул и человек оказался в воде, есть ряд рекомендаций, соблюдая которые, можно спасти жизнь.

В первую очередь нельзя паниковать и делать какие-либо резкие движения. Но и бездействовать нельзя — чем дольше человек находится в ледяной воде, тем опаснее ситуация для жизни. Первым делом нужно широко раскинуть руки в стороны и постараться зацепиться за кромку льда, чтобы не погрузиться в воду с головой. По возможности лучше перебраться к тому краю полыньи, где меньше чувствуется течение. Самая большая опасность и сложность заключаются в том, чтобы выбраться из воды. Из-за того, что плоскость льда скользкая, а кромка очень хрупкая и может все время обламываться, сделать это не так просто. Здесь важно попытаться максимально увеличить площадь давления и, выкарабкиваясь, опираться не столько на руки, сколько на грудь. Нужно попытаться лечь на лед, забросить на него одну, а затем и другую ногу. Если лед выдержал, следует медленно откатиться от кромки и ползти к берегу. Дальше нужно в срочном порядке избавиться от мокрой одежды и принять меры для согревания. Здесь может спасти даже простой кусок полиэтилена. Укутавшись в него, можно получить эффект парника, в результате чего шансов сохранить здоровье будет в разы больше.

Другой сценарий – если вы стали очевидцем происшествия и хотите помочь человеку, оказавшемуся в воде. Здесь также нельзя спешить. Прежде чем бросаться на помощь, нужно подготовить вспомогательные вещи: подойдет любая длинная палка или доска, веревка или даже связка из шарфов и поясных ремней.

Дело в том, что приближаться к пострадавшему опасно. Вы тем самым увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться. Наиболее безопасным считается расстояние три-четыре метра от полыньи. Именно с этого расстояния следует протягивать палку или бросать веревку, цепляясь за которую, пострадавшему будет в разы легче выбраться. В такой ситуации главное — не делать резких движений, поскольку это может спровоцировать новые проломы. Если лед в полынье под весом пострадавшего постоянно обламывается, каждый раз при этом отползайте на некоторое расстояние назад — в сторону берега.

Как уже говорилось выше, ложное чувство уверенности может привести к трагическим последствиям. Неслучайно по ледовым переправам разрешают передвигаться лишь тогда, когда лед окрепнет. Есть четкие нормативы: для безопасного проезда легковых автомобилей толщина ледяного покрова должна быть не менее 30 сантиметров, для грузовых — в зависимости от массы — от 70 сантиметров. И даже если эти условия соблюдены, все равно сохраняется риск образования локальных точек, где лед будет тоньше, поэтому выезд на него должен осуществляется в сопровождении тех людей, которые хорошо знают местность и особенности конкретных водоемов.

Алексей Мальченко