В Астане почти на 13 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось количество преступлений в сфере интернет-мошенничества. И вряд ли столица в этом одинока. Скорее всего, в других городах и населенных пунктах республики ситуация обстоит точно так же
Об этом заявили в ДВД столичного управления полиции, посетовав на то, что граждане все равно ведутся на уловки киберпреступников, несмотря на многочисленные предупреждения и постоянно демонстирующиеся социальные ролики по теме.
Так, сегодня наиболее распространенным способом совершения преступлений в этой сфере является покупка несуществующих товаров или услуг по фейковым объявлением, где обязательное условие — внесение предоплаты до получения товара, вложение денег в различные проекты, игры, ставки, а также перевод денег на другие счета по просьбе лиц, которые представляются якобы службой безопасности банков.
Помимо этого распространенным случаем мошенничества является и использование персональных данных граждан для доступа к их банковским счетам. При этом, как правило, жертвы сами вводят свои данные на фишинговых сайтах либо преступники используют утерянные или похищенные ими документы.
Любопытно, что в основном такие преступления совершаются из-за рубежа. При этом используются ресурсы иностранных государств, или же похищенные денежные средства обналичиваются на территории других стран.
Плюс у злоумышленников есть свои подельники, которые выполняют только некоторые определенные функции — приобретают абонентские номера, предоставляют карточки третьих лиц и т.д. При этом они могут и зачастую не знают всех схем преступления и тем более организаторов лично. Связь осуществляется по социальным сетям или мессенджерам, таким как “Телеграм” или “Инстаграм”.
Более того, говорят стражи правопорядка, сегодня также участились такие телефонные мошенничества, когда на мобильные номера поступают звонки от неизвестных лиц, представляющихся сотрудниками службы безопасности банка и сообщающих, что “на ваше имя мошенники подали заявку на кредит на определенную сумму”. Для отмены такой заявки просят загрузить мобильное приложение, которое открывает полный доступ к телефону. После чего злоумышленники могут пользоваться телефоном абсолютно без помощи владельца. А еще просят сообщить им номер банковской карты и трехзначный код, который записан на обратной стороне карты (так называемый CVV-код). Его, к слову, перестали требовать даже отели при бронировании.
Мошенники же после получения вышеуказанных данных спокойно снимают деньги с банковских счетов и оформляют онлайн-кредиты.
И, наконец, все больше получает распространение еще один вид телефонного обмана. Аферисты звонят на телефон и сообщают абоненту, что его близкие родственники попали, например, в ДТП и для решения вопроса необходимо отправить на некий номер определенную сумму денег. Особенно часто на такие уловки попадаются пожилые люди.
— Так, с заявлением в полицию обратилась 65-летняя жительница столицы, у которой неизвестные, представившись сотрудниками органов внутренних дел, выманили денежные средства в размере 600 000 тенге. Аферисты сообщили, что ее дочь якобы попала в ДТП и находится в полиции, а для решения проблемы нужно срочно передать деньги. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий полицейскими была установлена личность 26-летней женщины, которая прибыла к пострадавшей в качестве курьера и взяла у нее деньги. Выяснилось, что она причастна и к другим аналогичным преступлениям. По всем выявленным фактам нами сегодня проводится досудебное расследование, а злоумышленница водворена в изолятор временного содержания ДП Астаны, — рассказал начальник отдела криминальной полиции УП столичного района “Есиль” Мурат Абшекенов.
Так что стражи порядка в очередной раз призывают граждан быть бдительными и, не удостоверившись в происходящем, не передавать деньги незнакомым лицам. Плюс не забывать разъяснять своим пожилым родственникам, как себя вести в подобных ситуациях, и немедленно сообщать о противоправных действиях в органы внутренних дел. А еще не сообщать никому реквизиты банковской карты. Если же поступил звонок от имени сотрудников полиции или банка, необходимо прервать разговор и перезвонить в call-центр банка либо обратиться в ближайшее отделение по номеру “102”.
— Не переводите деньги за приобретение товара либо авиабилетов на электронные кошельки или зарубежные счета, а также на счета мобильных телефонов. Не передавайте банковские реквизиты и свои анкетные данные для устройства на работу в мессенджерах “Инстаграм” или “Телеграм”, где, не зная всех схем преступления и организаторов лично, можно оказаться соучастником преступления. Потому что незнание закона все равно не освобождает от ответственности, — заключил Абшекенов.
Ольга Шишанова