Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Бойтесь данайцев, дары приносящих
Смотри в оба

Бойтесь данайцев, дары приносящих

Мошенники, специализирующиеся на автомобилях, — это отдельная каста преступников, которым свойственны свои манеры и способы развода. Большая часть из них является уже классикой, однако свежие комбинации приходят и в их «светлые головы»

 

Тенденции рынка

Ввиду высокой инфляции, которая тянет вверх цены не только на продукты питания, но и на жилье, автомобили начинают превращаться из средств передвижения в имущество, которое позволяет хоть как-то сохранить обесценивающиеся на глазах сбережения. Отсюда можно наблюдать и оживление на рынке купли-продажи автомобилей. Согласно данным АКАБ (Ассоциация казахстанского автобизнеса), в 2022 году общие продажи новых автомобилей на рынке Казахстана составили 123 778 единиц. В это число входят и легковые машины, и коммерческие. Рост объемов составил 5,3 процента в сравнении с 2021-м. А по итогам января текущего года было продано 10 083 новых легковых и коммерческих автомобиля, что в 2,6 (!) раза выше показателя годичной давности. Положительная динамика наблюдается и в сегменте подержанных автомобилей.

Есть еще одна причина оживления рынка, основанная на возникшем дефиците на российском авторынке. Средняя емкость продаваемых авто в РФ составляет 1,5-1,7 миллиона новых автомобилей в год. Это показатель, который прежде рос от года к году.

Начиная с прошлого года западные и европейские автогиганты начали закрывать производство и уходить с российского рынка. При этом потребность в автомобилях сохранилась. Достаточно большую часть освободившейся ниши заняли новые китайские бренды — это факт. Однако многие автолюбители остались верны своим привычкам раскатывать на японских и немецких автомобилях. Решение не заставило себя ждать.

Стоимость новых авто в казахстанских автосалонах на приличный процент ниже стоимости тех, которые пока еще остаются на рынке РФ. Вот и получилась этакая синергия, в результате которой Казахстан лишается новых автомобилей и насыщается различным «шротом». Согласитесь, такого числа машин Росавтопрома в Казахстане не было с конца 90-х. Понятно, что положительной эту динамику назвать нельзя, ведь казахстанский авторынок стареет. Но это тема для отдельного разговора.

Здесь важно то, что рынок сделок по купле-продаже проявляет большую активность как в России, так и в Казахстане. Что, естественно, привлекает любителей легких денег. Сейчас в России набрала популярность достаточно изощренная схема обмана. Знать о ней следует уже потому, что релокация продолжает идти полным ходом, и наивно было бы полагать, что в Казахстан и другие соседние страны приезжают одни только айтишники.

Две цены — одна машина

Мошенническая схема может иметь несколько векторов развития, мы же разберем два наиболее популярных. Как правило, аферисты ищут на сайтах по продаже автомобилей интересные объявления, где указывается завышенная цена. Сделать выборку им не представляет большого труда, ведь на большинстве таких ресурсов средняя цена за модель и разница в ту или иную сторону указаны в каждом объявлении. Да, такая аналитика изначально предназначается для добросовестных покупателей, но, как показывает практика, полезна она и мошенникам.

Определившись с выбором, мошенники копируют информацию о машине и создают аналогичное объявление, которое размещают на нескольких сервисах с собственными телефонами. В объявлении указываются подлинное изображение автомобиля, его VIN-номер, описание комплектации и прочие подробности. То есть, если потенциальный покупатель захочет проверить историю автомобиля, никаких сложностей, а значит, и подозрений не будет. Это и понятно, ведь публикуют они оригинальные данные, но с одним весомым отличием — цена в их предложении указывается в разы ниже, чем стоит у подлинника.

Понятно, что на такие объявления откликается гораздо больше клиентов, поскольку всегда хочется купить что-то лучшее, но при этом заплатить меньше денег. Такова сущность человека. Однако именно эти люди, желающие сэкономить, и являются потенциальными жертвами мошенников.

Дальше уже начинается кропотливый мошеннический «труд». Отвечая на телефонные звонки, аферист выдает себя за реального владельца автомобиля и ведет переговоры с покупателями об условиях заключения сделки. Если появляются желающие посмотреть машину, то этот же мошенник связывается с реальным владельцем и представляется… перекупщиком. Некоторые продавцы машин принципиально не хотят иметь дел с людьми, относящимися к этой касте, но если цель — продать автомобиль, то, по большому счету, какая разница кому.

Представившись посредником, который подбирает для клиентов хорошие автомобили на вторичном рынке, мошенник налаживает связь с продавцом и предлагает встретиться для осмотра машины.

Здесь есть один важный момент. Чтобы продавец в процессе осмотра покупателем не озвучил реальную стоимость автомобиля (а мы помним, что мошенники в своих объявлениях цену ставят заниженную), мошенник говорит продавцу, что намерен продать авто еще выше его цены. Причем частью «переплаты» готов поделиться. Махинация? Нет! Скорее простейшая спекуляция. Но она также не вызывает никаких подозрений, ведь в том и заключается мастерство перекупщика, что, по классике, он умеет забалтывать и продавать — мастерство, которое дано не каждому.

После этого «посредник» связывается с покупателями и предлагает им осмотреть автомобиль. Однако в последний момент сообщает, что сам явиться на встречу не сможет, а машину покажет его представитель, помощник или даже родственник. Этим «представителем» в реальности является настоящий владелец автомобиля. Причем «перекупщик» убедительно доносит до покупателя информацию о том, что все финансовые аспекты решать следует только с ним, а тот человек, который будет показывать автомобиль, в этом вопросе некомпетентен. Мол… Концентрируйте все силы на проверку автомобиля, чтобы по технической части все устраивало. Это тоже своего рода уловка, которая позволяет не только отвлечь внимание, но привязать жертву к автомобилю. Ведь, как правило, машины, на которых устанавливают завышенные цены, оказываются в отличном техническом состоянии.

При этом реальный владелец машины не знает об этих переговорах и надеется, что клиенты готовы купить машину по завышенной цене. Как правило, даже если осмотр и проверки прошли успешно, покупатели берут паузу, чтобы взвесить все достоинства и недостатки предложения.

Счастье длится недолго

В развитии событий по первому сценарию после нескольких дней раздумий мошенник-посредник может самостоятельно позвонить покупателям и предложить существенную скидку. Как правило, такой шаг является определяющим и человек, что называется, ломается.

Почему так происходит?

Если рассматривать процесс покупки в целом, так сказать, «по букварю», правильнее всего покупать не тот автомобиль, на который у тебя хватает денег впритык, а тот, после покупки которого еще останется определенный запас. «Парашют» нужен на устранение различных «сюрпризов», которые достанутся от прежнего владельца. Так устроен процесс торговли, ведь при продаже никто не будет рассказывать о недостатках товара, только о достоинствах. И потом, даже если продавец выложит все как на духу, не будем забывать, что речь идет о подержанных автомобилях, в которых может скрываться неполадка, о которой на момент продажи не знает даже сам владелец.

Таким образом, получив этот самый буфер «освободившихся» денег, потенциальные жертвы окончательно запутываются в мошеннических сетях. Для того, чтобы покупатель не успел выйти из одурманенного состояния мысленно приобретенной машины, очень хорошей и по низкой цене, аферисты ставят очень короткий временной рубеж — пару дней, не более. Объясняют спешку и снижение цены непредвиденными обстоятельствами. Тут жертве могут рассказать любую байку — начиная от якобы срочной операции брату, который попал в ДТП, и заканчивая необходимостью выплаты ипотечного кредита, из-за просрочки которого вот-вот отберут квартиру. Убедительные доводы, чтобы отдавать машину по цене ниже рыночной? А то!

Дальше «доброхоты» предлагают внести небольшую сумму залога, чтобы продавец «закрепил покупку за ними» и не искал клиентов. Сумма залога называется небольшой в сравнении с ценой автомобиля, но ощутимой с позиции потери.

Таких «счастливчиков», которые соглашаются перевести залог, мошенники стараются собрать несколько, после чего «перекуп» исчезает, а реальный владелец машины с удивлением узнает, что за его авто некто получил предоплату, причем неоднократно.

Второй вариант развития событий еще более дерзкий. Аферист договаривается о сделке по приемлемой цене и выводит стороны на сделку. Однако покупателю он дает номер своего счета для перевода денег. С продавцом же он договаривается, что после подписания договора деньги будут переведены ему на карту. Стороны подписывают договор, и в момент оплаты деньги могут уйти на счет посредника. Как только владелец узнает об этом, он, естественно, расторгает сделку. Ну а покупатель остается ни с чем.

Защититься от мошенников можно, причем прибегая к элементарным мерам предосторожности. Чтобы уберечь себя от подобных мошеннических действий, очень важно меньше доверять посредникам и не переводить никаких задатков, авансов и залогов за автомобиль, даже если условия сделки кажутся крайне привлекательными. При осмотре машины желательно расспросить продавца и узнать все подробности не только о техническом состоянии авто, но и о его цене, причине продажи, да и о самом владельце. Если же продавец не слышал о своем «помощнике» и удивлен его деятельностью, то с таким «посредником» дел лучше не иметь.

Естественно, перед перечислением средств необходимо проверить у владельца документы на право собственности на машину и узнать, куда и как переводить деньги. Лучше всего вместе с продавцом явиться в банк, где и довести сделку до логического завершения.

Алексей Мальченко