В конце августа в Казахстане на экраны вышел фильм о вампирах режиссера Виктора Гинзбурга «Ампир V», снятый по одноименному роману известного российского писателя Виктора Пелевина. Режиссер давно живет в Лос-Анджелесе и, находясь там, дал интервью «НП»
— Виктор Львович, ранее с экранизацией романа Пелевина «Поколение «П» («Generation «П») вы объехали весь мир, завоевали призы международных кинофестивалей, включая фестиваль «Шакен жулдыздары-2012». Как вы познакомились с писателем? Что вас привлекло в его произведениях?
— Прочитал его роман «Generation «П». Он мне понравился. Я связался с автором, и с этого началось наше сотрудничество. Привлек сам замысел — рассказ о приходе капитализма в Россию, конфликте либерализма, драме главного героя. Во время съемок «Generation «П» получил от писателя рукопись «Ампир V». Впоследствии выкупил права на экранизацию. Пелевин сложно экранизируется, так как оба эти произведения — об истории внутреннего конфликта главного героя. В них гигантский объем диалогов с самим собой, размышлений. Это всегда вызов для экранизации, так как все нужно вытащить наружу. Так что сценарий писался мучительно и долго (смеется). Мне было интересно решать эти пелевинские головоломки визуально. Его драмы неоднозначны. У него нет хэппи-энда. С эндами у писателя не все просто — обычно это поэтизированная развязка с многоточием или вопросом.
— Он участвовал в создании картин?
— Нет, никаким образом.
— В третьих «Елках» Бекмамбетова обыгрывается «правило» пяти рукопожатий, согласно которому через пять рукопожатий все люди планеты знакомы между собой. Вас с казахстанскими зрителями связывает одно рукопожатие, ведь у вас снимались звезды, которые бывали в Казахстане: Епифанцев, Меньшов, Гордон, Шнуров, Тахтаров и другие. Жесткий ли был кастинг?
— Жестче не бывает. Мы рассмотрели бесконечное количество актеров. Я ищу персонажи, личности, которые могут раскрыться на экране. В «Ампире V» в главных ролях снялись молодые актеры Павел Табаков, Oxxxymiron и Таисия Радченко. Павла я нашел первым, и далее около года продолжался кастинг. Он героически участвовал в пробах с другими актерами. Мне было важно видеть его в паре с разными персонажами, что послужило ему репетицией. В роли Иеговы и Бальдра начали сниматься Константин Богомолов и Антон Адасинский, но через 2-3 дня я их заменил на Дрозда и Жижикина, часто играющих гангстеров. И сразу все вспыхнуло.
— Фильм «Ампир V» богат спецэффектами, графикой. Это стоит очень дорого. Как вы уложились в бюджет 8 миллионов долларов?
— Над ними трудились художники, студии со всего мира, включая французскую BUF. Мы экспериментировали, была использована фрактальная анимация. Спасло то, что я не ставил перед ними сжатых сроков. На производство ушло два года.
— Обе ваши картины снимал знаменитый оператор Алексей Родионов. К нам ранее приезжали Кира Муратова, Владимир Хотиненко, которые с ним работали. Как вам удалось его заполучить?
— Это действительно большой мастер, классик советского и российского кино. Я его пригласил на «Generation «П». Родионов согласился, но я долго не мог запуститься, искал бюджет. В итоге оператор начал снимать сериал «Адмирал». И когда бюджет появился, я ему позвонил. Он ушел с «Адмирала», чтобы снимать мое кино. Работать с ним одно удовольствие. Обе картины я снимал долго, так как были проблемы с бюджетом. Это опасная игра и воистину независимое кино.
— В числе режиссеров монтажа у вас работал Ираклий Квирикадзе. Кстати, он часто бывает в Казахстане, преподавал здесь. Расскажите о сотрудничестве с ним.
— Мы — друзья. Без слов друг друга понимаем. Я его приглашаю на монтаж, когда снято много, нужно сжать, найти ритмические решения. Он же драматург, все видит. Известный советский режиссер-конструктивист Дзига Вертов говорил, что кино — это и есть монтаж. К слову, мне бы тоже был интересен опыт преподавания в Казахстане, если бы пригласили.
— Ваш нашумевший неигровой фильм «Нескучный сад» невозможно найти в интернете. Говорят, вы его отовсюду удалили…
— Фильм — о сексуальной революции в России. Он есть только на новой стриминговой платформе votvot.tv.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Пишу несколько сценариев, в том числе и по Пелевину.
— Вы эмигрировали в США из СССР в 1974 году с мамой, будучи подростком. Вы оба никогда не жалели об этом?
— Никогда. Мамы не стало год назад. Живу в Калифорнии на берегу океана. Рядом — недвижимость Шварценеггера. Правда, он сам редко здесь бывает.
Фильм идет с казахскими субтитрами. Категория «18+».
Зухра Табаева