Очередная трагедия с участием электросамокатчика. Он и мотоциклист столкнулись 16 мая на одном из алматинских перекрестков с такой силой, что их транспортные средства раскидало в разные стороны на несколько десятков метров. Мотоциклист в тяжелом состоянии оказался в больнице, а самокатчик умер в карете прибывшей скорой помощи, едва она тронулась с места происшествия
Вступят или нет в действие принятые Мажилисом 10 мая и направленные на упорядочение движения малых электротранспортных средств законодательные поправки, еще вопрос. Но так или иначе остается в тени прямая аналогия такой езды с популярным в недавнем прошлом бегом трусцой. Аналогия, которая меняет представление об этих способах передвижения в мегаполисах.
О пользе трусцы миллионы узнали из книги «Бег ради жизни» журналиста Гарта Гилмора, который первым рассказал об оздоровительной системе новозеландского тренера Артура Лидьярда, наставника знаменитого чемпиона и рекордсмена в беге на средние дистанции Питера Снелла. Массовое признание трусца обрела после победы американца Фрэнка Шортера в марафоне на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене. Через пять лет вышла ставшая бестселлером книга Complete Book of Running известного популяризатора неспешного любительского бега Джеймса Фикса. Названные пять персон вдохновили на регулярные пробежки десятки миллионов людей в США, Европе и остальном мире. В результате джоггинг, как называют трусцу на Западе, стал частью стиля жизни успешного человека.
Недоумение и тревога общественности начались, когда чемпионы на спортивных дистанциях, энтузиасты и популяризаторы оздоровительного бега стали подозрительно рано умирать. В 52 года прямо во время пробежки скончался Джеймс Фикс — инфаркт. Всего 48 лет прожил герой мельбурнской Олимпиады 1956 года, триумфатор в беге на дистанциях 5000 и 10 000 метров, советский стайер, заслуженный мастер спорта Владимир Куц. Через три года после завершения спортивной карьеры у него начались сердечно-сосудистые и дыхательные проблемы, закончившиеся смертельным инсультом. Он же убил первого двукратного чернокожего олимпийского чемпиона, национального героя Эфиопии марафонца Абебе Бикилу, который умер в 41 год. Рост числа ранних смертей, и не только от допинга, фиксируется с 1980-х среди действующих и закончивших выступления профессиональных велосипедистов.
Насторожившая общественность тенденция получила отклик в медицинской литературе. В монографии «Ленивые живут дольше» немецкий врач Петер Акст призвал к менее активному образу жизни. В основе его программы долголетия — лишь ходьба и упражнения для гибкости мышц, сухожилий и суставов. Еще в прошлом веке усомнились в пользе трусцы в мегаполисах пульмонологи и кардиологи. Они акцентировали внимание на статистике ВОЗ о том, что 90 процентов жителей планеты дышат загрязненным воздухом, которого городской бегун вдыхает в разы больше пешехода.
Далеко не в восторге врачи и от самокато-велосипедного передвижения по оживленным автомобильным магистралям. Они едины во мнении, что оно, как и беготня в загазованных мегаполисах, не только не полезно, но и вредно для здоровья. Ведь даже пассажирам, ожидающим в мегаполисе общественный транспорт на остановках, врачи рекомендуют держаться подальше от кромки проезжей части.
«Помимо экономии, скромности и прагматичности, велосипед является еще и прекрасной пропагандой здорового образа жизни», — резюмировала в 2017 году свое обращение в парламентскую фракцию партии «Ак жол» инициативная группа «Вело-Алматы», ссылавшаяся на опыт Германии и Нидерландов и просившая депутатов похлопотать о «внедрении велосипедов в транспортную систему городов».
Некорректность челобитной активистов видна невооруженным глазом. В Европе инфраструктура малого транспорта и культура его движения начали формироваться в начале ХХ века. Эти инфраструктура и культура несопоставимы по своей развитости с казахстанскими. Достаточно сказать, что в Копенгагене первая велодорожка появилась в 1910 году.
Также несопоставимы с казахстанскими европейские ухоженность и чистота, прежде всего воздуха. Его качество в решающей мере обеспечивается жесточайшими стандартами качества топлива и уровня токсичности автовыхлопов. Введение этих норм в казахстанских городах привело бы к транспортному коллапсу.
В городской черте того же Алматы для бегунов, самокатчиков и велосипедистов относительно безопасны лишь ограниченные зоны. Это роща Баума, терренкур по левому берегу Малой Алматинки, парки Центральный, Президентский и имени 28 панфиловцев, Ботанический сад, а также некоторые зоны выше Аль-Фараби за исключением проспекта Достык и дороги на Медеу. Ниже проспекта Абая на всей остальной территории за вычетом рощи Баума регулярные пробежки, как и поездки на самокате или велосипеде, для органов дыхания и сердца однозначно вредны.
Не меняет этой сути уточнение, что передвижение на электрическом самокате не связано с физическими нагрузками, присущими бегуну и велосипедисту. Это так лишь отчасти, потому что, если мчаться, как любит большинство электросамокатчиков, и сердце стучит, и вдох-выдох чаще, и выхлопные газы едущего рядом автотранспорта залетают в дыхалку ездока будь здоров.
Кажущийся выход — самокато-велосипедные поездки в мегаполисах в респираторе или хотя бы в медицинской маске. В юности автор этих строк опробовал на велосипеде в менее загрязненной атмосфере Алматы оба варианта. Минут через 15-20 езды на скорости 10-15 километров в час респиратор хочется сдернуть из-за накопления под ним пота и конденсата от учащенного дыхания, а сквозь медицинскую маску из трех слоев натуральной ткани начинаешь снова обонять бензиновую гарь.
Состояние воздуха в крупных городах Казахстана ставит крест на любой регламентации и повышении безопасности самокато-велосипедного движения. Его пропаганда и развитие в крупных городах республики — типичный пример телеги впереди лошади. Сколько ни развивай инфраструктуру под малый экологичный транспорт и сколько ни регламентируй самокато-велосипедное движение, оно останется опасным. В том числе для самих его представителей, так сказать, по медицинским соображениям. Искомая безопасность — идефикс, пока городской воздух не станет на порядок чище.
Впрочем, у нас же демократия. Если большинство городского населения Казахстана решительно выступит против взрослых граждан на электротранспорте на тротуарах и в парках, то пусть эти кроссмены и кроссвумен гоняют лишь по краешку шоссе, рискуя не только погибнуть под колесами других транспортных средств, но и ускоренными темпами заработать себе, например, рак легких.
Кроме того, перед любителями носиться в мегаполисах на малых транспортных средствах может замаячить новая угроза. Имеем в виду свежие интернет-сообщения о том, что российские маркетплейсы начали предлагать карманные глушилки электросамокатов весом менее 200 граммов. Новинка якобы разработана частной компанией из Санкт-Петербурга, а выпускается в Китае. Она действует в двух режимах: разовом и постоянном (до двух часов непрерывной работы). В первом случае двигающиеся вблизи обладателя глушилки электросамокаты останавливаются на несколько секунд, во втором выходит из строя аккумулятор батареи малого транспортного средства. Эффективный радиус работы устройства — семь-восемь метров, чего достаточно для предотвращения наезда на пешехода. По утверждению продавцов, спрос на новинку растет лавинообразно.
Оговоримся, что эти сведения почерпнуты из нескольких сообщений, все авторы которых указывают первоисточником некое агентство «Панорама», а оно характеризуется некоторыми распространителями данной информации «ненадежным». Но даже если упомянутые глушилки — выдумка, то не вдохновит ли этот фейк в поисках защиты от ухарей на малом транспорте на кустарные изобретения? Изобретения, сопоставимые по последствиям с подводкой высокого напряжения к заборам, калиткам, дверям и окнам дач? Насколько в этом случае станет больше хаоса на автодорогах, тротуарах и других пешеходных зонах казахстанских мегаполисов, ясно без комментариев.
Андрей Жданов