Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Право

Не дай в блог!

По недостоверной информации идет сейчас обсуждение в Парламенте. А именно, в Казахстане планируют регламентировать административную ответственность за распространение и размещение ложной информации. Это вдобавок к уголовной ответственности, которая была и прежде. Но заслуживает внимания не только сам факт правовой новеллы, но и настоящая детективная история, сопровождавшая ее появление

 

Но сначала — предыстория. В ходе мониторинга информационного пространства за 2022 год Центр анализа и информации (при МИОР РК) выявил 278 нарушений, связанных с распространением ложной информации. Из них 247 распространялись в социальных сетях: Facebook — 83, Instagram — 74, Telegram — 56, Tiktok — семь, YouTube — 27. Еще 31 — на интернет-ресурсах, таких как kaztag.kz, caravan.kz, ulusmedia.kz и др.

В результате в МВД РК направлены уведомительные письма в отношении 195 случаев распространения ложной информации. Однако, учитывая, что факты распространения дезинформации (фейковой информации) получают все более широкое распространение, государственные мужи сочли целесообразным установить за распространение ложной информации, если данные деяния не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, административную ответственность с определением санкции в виде штрафа.

Депутаты Парламента РК инициировали законопроект «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе». А для администрирования ответственности за нарушение закона инициировали еще и другой — «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам онлайн-платформ и онлайн-рекламы».

Что и было одобрено на 622-м заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности 6 мая 2023 года.

Именно планируемые поправки в Административный кодекс и представляют острый общественный интерес. В КоАП планируют ввести статью 456-2 «Размещение, распространение ложной информации». Текст нормы велик, поэтому не будем приводить его полностью, а сформулируем суть.

Итак, размещение, распространение ложной информации в средствах массовой информации, на интернет-ресурсе обладателя информации, на интернет-портале открытых данных или иными способами, предусмотренными законодательством РК, влечет штраф, в зависимости от обстоятельств, от 30 до 220 МРП. В качестве потенциальных штрафников статья упоминает должностных лиц, некоммерческие организации, субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства.

Но главное, заметьте — блогеров. Им даже посвящен отдельный пункт статьи 5: «Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные инфлюенсерами (блогерами), влекут штраф на субъектов малого предпринимательства — в размере 40, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 80, на субъектов крупного предпринимательства — в размере 100 месячных расчетных показателей».

При этом под инфлюенсером (блогером) понимается пользователь онлайн-платформы, публикующий информацию на онлайн-платформах, адресованную неопределенному кругу лиц в целях предпринимательской деятельности.

Что здесь новенького?

В Казахстане и прежде была ответственность за распространение ложной информации, но уголовная.  По статье 274 УК за основной состав полагалось лишение свободы до года. Важнейшим условием, чтобы рассматривать правонарушение как уголовное, была опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. А еще тот факт, что информация не просто ложная, а заведомо ложная.

Теперь же в результате планируемых реформ ситуация кардинально меняется. Срок за основной состав (то есть без отягчающих факторов вроде повтора или группы лиц) вырастает до трех лет — первая и вторая части статьи 274 УК объединяются. Вот она, эта новая редакция: «Распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, совершенное: группой лиц по предварительному сговору; лицом с использованием своего служебного положения; с использованием средств массовой информации, сетей телекоммуникаций или онлайн-платформ; лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, наказывается штрафом в размере до 3000 МРП (до 10 350 000 тенге), либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 800 часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок».

То есть, например, просто блогер (а не блогер-министр) может быть привлечен к уголовной ответственности лишь со второго вранья. Но главное то, что к административной ответственности могут привлечь и без каких-либо страшных последствий вроде нарушения порядка. И даже если информация не заведомо ложная.

То есть журналист или блогер просто ошибся. Цифру перепутал или место действия. Де-юре это ложная информация, за которую его привлечь к ответственности компетентные органы не просто могут, а даже обязаны. И никакие предупреждения законом не предусмотрены — сразу штраф до 345 тысяч тенге, минимум же  — 30 МРП для СМИ и 40 — для блогеров.

Такие вот новые правила. Которые, когда станут обсуждаться публично, на пленарном заседании Мажилиса, убеждены, произведут фурор. Поэтому депутаты пока, видимо, думают, в каком конечном виде преподнести их обществу, чтобы не слишком эпатировать публику. И что-то даже наверняка меняют.

Кстати, по поводу детективной истории. В первоначальном варианте законопроект, текст которого был размещен в правовых базах, включал в себя еще и новеллу в КоАП под номером статьи 73-4 следующего содержания: «Распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка или причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, а равно с использованием средств массовой информации, сетей телекоммуникаций или онлайн-платформ,  влечет штраф на физическое лицо в размере 160 месячных расчетных показателей или административный арест на срок 15 суток, на должностное лицо — штраф в размере 550 МРП либо административный арест на срок 20 суток».

То есть эта норма предусматривала административное наказание за заведомо ложную информацию. Входя тем самым в противоречие с фактическим статус-кво: за ложь — штраф, за ложь заведомую — срок (ну или штраф в сто раз больший). Кстати, порядковый номер статьи 73-4 КоАП — следующий сразу за клеветой (статья 73-3). Они и по существу не сильно отличаются, а именно, только объектом: клевета направлена против другого лица, его чести, достоинства или репутации, а новая статья защищала бы еще и государство, и общество.

Однако по каким-то причинам затем новеллу с повестки сняли. И убрали из законопроекта. В общем, повторимся, загадочная история. Но, уверены, самые интересные загадки, связанные с принятием новых норм в сфере распространения информации, нас ждут впереди.

Алишер Дулатов