Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Право

Контрафакт против здоровья казахстанцев

По мнению экспертов, в Казахстане набирает невиданные масштабы рост контрафактной и запрещенной для реализации продукции. Об этом говорилось на пресс-конференции, организованной Национальной ассоциацией «Денсаулык» совместно с РОО «Национальная лига потребителей» и коммерческим проектом Report Kontrafakt

 

Специалистами этих организаций был проведен обзорный анализ отечественного рынка на присутствие в нем контрафактной — поддельной или низкокачественной продукции.

— Рынок Казахстана наводнен опасными для здоровья товарами, — отмечает Бахыт Туменова, врач и глава Национальной ассоциации «Денсаулык». — На фоне роста цен на продукты питания и товары повседневного потребления наблюдается и повышение спроса на такую продукцию из-за ее более доступной цены. Помимо вреда здоровью контрафактная продукция наносит колоссальный ущерб экономике страны. По данным Национальной палаты предпринимателей Казахстана, в нашу страну в период с 2018 по 2021 год было завезено контрафактной продукции на 30 миллиардов тенге. И этот объем увеличивается ежегодно на 10 процентов. Принимая все это во внимание, мы вышли с инициативой провести обзорный анализ рынка на присутствие контрафактной продукции. Нас поддержали РОО «Национальная лига потребителей» и коммерческий проект Report Kontrafakt. Эксперты провели огромную работу, и нам важно поделиться ее результатами с широкой общественностью.

От контрацепции к бесплодию и инфекциям

Несмотря на тот факт, что за оборотом лекарственных средств на территории РК ведется постоянный контроль, на рынок поступает продукция, проходящая мимо надзора государственных органов. Чаще всего это лекарственные средства из Китая, которые продаются не в аптеках, а в китайских лавках, торговых центрах, интернет-магазинах и на базарах.

К примеру, только на Зеленом базаре города Алматы есть четыре торговые точки по продаже китайских лекарственных средств, а на рынках «Ялян», «Байсат» и «Алтын Орда» в оптовые дни появляется от пяти до 10 мобильных торговых точек. Там же можно купить оптом и в розницу поддельные контрацептивы. 

К примеру, если средняя цена презервативов таких брендов, как Durex и Contex составляет 1500 и 900 тенге за упаковку, то подделку на рынках и в «магазинах у дома» можно купить за 250 — 400 тенге. Такие презервативы реализуются во всех регионах Казахстана. В Алматы их продают на рынках «Ялян», «Барыс» и «Байсат» с несколькими торговыми точками в каждом.

Для исследования качества в аккредитованной лаборатории были отобраны подделки контрацептивов Durex, Contex, «Гусарские» и еще три образца презервативов малоизвестных производителей. Испытания проводились на соответствие показателей: условная прочность при растяжении, относительное удлинение при разрыве, герметичность. Все образцы не соответствовали нормам. 

По данным Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины, в стране 15 процентов супружеских пар бездетны. Одной из главных причин бесплодия являются инфекции, передаваемые половым путем, и последствия абортов. Каждая шестая беременность в стране заканчивается абортом. Основная причина нежелательной беременности заключается в использовании неэффективных средств контрацепции. При такой ситуации с репродуктивным здоровьем наши рынки полны контрацептивами без сертификатов соответствия международным стандартам и качеству. Также остро стоит вопрос об осведомленности молодежи о методах контрацепции и последствиях болезней, передаваемых половым путем.

— Многие браки являются проблемными из-за отсутствия детей ввиду женского или мужского бесплодия. Чаще всего это происходит из-за заболеваний, передающихся половым путем. Некачественные презервативы не защищают от инфекций и не дают других гарантий безопасности! — говорит Бахыт Туменова.

«Буратино» в бутылке из-под пива

Помимо лекарственных препаратов и контрацептивов в группе риска оказались и пищевые продукты, а также напитки, попадающие на рынки страны в больших количествах. Чаще всего их привозят нелегально из Узбекистана.

К примеру, в результате исследований в одном из чайных напитков со вкусом персика с трубочкой внутри бутылки были обнаружены бактерии группы кишечной палочки. Такой «персик» может вызвать серьезные пищевые отравления.

Но не только привозной продукт не проверяется на качество. И среди казахстанцев находятся левые производители напитков. Один из них умудряется выпускать лимонад «Буратино» в бутылках из-под пива «Кружка свежего». На таком лимонаде производителем указан Бурненский завод безалкогольных напитков, которого в Казахстане не существует.

То же самое происходит с конфетами, имитирующими известные бренды. В этом случае в названии может быть изменена всего одна буква, и покупатель может не сразу заметить разницу.

При данном исследовании в лабораторию попали образцы конфет Fiberello, в которых также были обнаружены бактерии группы кишечной палочки (БГКП, колиформы), а также превышены допустимые нормы дрожжей, что свидетельствует о нарушении правил изготовления и хранения. Присутствие дрожжей в пищевом продукте свыше нормы может способствовать накоплению в организме токсичных веществ и вызвать дисбактериоз, нарушение обмена веществ, расстройство функций желудочно-кишечного тракта.

На упаковке многих поддельных конфет указаны адреса компаний из соседнего Узбекистана. При проверке адресов никаких производств не оказалось. В то же время в Павлодаре и Семее многие поддельные бренды продают в таких крупных торговых объектах, как рынок «Асыл», ТД «Олжа» (Павлодар) и рынки «Смокк», «Жансая», «Мереке+» и «Аксункар» (Семей). Если так происходит в городах, то можно догадаться, что наличие сладкого соблазнительного товара никак не контролируется в сельской местности. 

Никотин и алкоголь вне закона

К товарам большого спроса относятся и никотинсодержащие изделия. К примеру, некурительные табачные изделия «снюсы» официально запрещены для ввоза, производства, реализации и распространения на территории Казахстана постановлением от 12 декабря 2019 года Главного санитарного врача Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава РК. Несмотря на это, они реализуются через мессенджер Telegram.

Было выявлено более 60 предложений по их продаже через курьеров или такси. Также их можно приобрести на рынках и в «магазинах у дома». В Алматы, Шымкенте и Семее были выявлены торговые точки, в которых снюсы не были выставлены в открытую, но по отдельному запросу продавцы вытаскивали их из-под прилавка.

Такая же история выявлена с популярными среди молодежи одноразовыми вейпами. Несмотря на то, что этот товар в 2020 году был приравнен к сигаретам и на него распространяются все ограничительные меры, он есть в свободном доступе в «магазинах у дома». Более того, на рынке появились «витаминные» вейпы, в которых якобы есть витамины C, B12, мелатонин для быстрого засыпания или кофеин для повышения энергии. Достоверных заключений о пользе подобных устройств нет.

Эксперты при такой ситуации рекомендуют ускорить разработку технического регламента на альтернативную никотинсодержащую продукцию и навести порядок с вейпами.

Соответственно, и алкогольная продукция свободно реализуется через интернет-магазины и «магазины у дома», а одним из способов изготовления поддельного алкоголя является кустарный, когда в качестве тары используются оригинальные бутылки, бывшие в употреблении. Чаще всего пустые бутылки выкупаются из ресторанов, кафе. В ходе исследования был выявлен случай на крупной мусорной свалке — сотрудники мусорного полигона в селе Ават Алматинской области сообщили, что занимаются сбором стеклянных бутылок из-под алкогольной продукции для последующей перепродажи. На момент визита экспертов они подготавливали тару из-под алкоголя брендов Qulan, «Родная степь», Absolut, «Казахстанский коньяк».

По результатам лабораторных исследований, подавляющее большинство поддельного алкоголя не соответствует установленным нормам и требованиям. В Казахстане после случаев отравления алкоголем и тяжелейших интоксикаций каждый месяц умирает до 30 человек. При этом мы имеем дело с отсутствием лабораторий и защитой честных производителей.

 

Против честного бизнеса

Проблема огромного количества контрафактного товара состоит в том, что установить качество и безопасность попавших в страну нелегальным путем препаратов невозможно, поскольку потребитель не может напрямую обратиться в специализированные лаборатории и органы СЭС, так как, согласно действующим правилам, госорган может отреагировать только по факту отравления или побочных действий препарата. Для этого потребитель должен обратиться в больницу и получить «желтую карточку».

— У нас в стране нет стандартов качества, лабораторий, соответствующих методов исследования, специалистов, оборудования, — комментирует Светлана Романовская, президент РОО «Национальная лига потребителей». — А это говорит о том, что, если мы пойдем с заявлением потребителя в суд, мы его интересы отстоять не сможем. У нас попросту нет доказательной базы.

Распространению контрафактного товара помогает и объявленный в стране мораторий на проверку бизнеса, считает Светлана Романовская.

— Запрет на проверку бизнеса поставил честных производителей и нарушителей законов в равные, но несправедливые условия. Предприниматели, выпускающие качественную и полезную продукцию, более дорогую по себестоимости, проигрывают нечистым на руку дельцам, которые стараются снизить затраты на производство и заработать больше, предлагая некачественный и даже опасный для жизни товар. Вся контрафактная продукция, которую мы выявили в ходе анализа рынка, имеет неизвестное происхождение, не соответствует требованиям по маркировке, на упаковках отсутствует информация о производителе, нет описания состава продукта. Пример «чайного напитка со вкусом персика», лимонада в бутылках из-под пива «Кружка свежего», конфет, имитирующих известные бренды, — прямое доказательство того, что контроль полностью отсутствует.

Ни поступлением контрафакта, ни его выявлением никто не занимается. Рост подделок приобретает действительно невиданные масштабы.

Ольга Зорина