Легализация иностранных авто, ввезенных в Казахстан до 1 сентября 2022 года, послужила мошенникам очередным инструментом для реализации преступных схем. Официально государство пока отмалчивается, но «не для прессы» полицейские говорят предварительно о нескольких тысячах пострадавших. В чем их проблема? Коротко говоря, люди приобрели автомобили, легализованные по акции, а буквально через месяц на юридически чистые на момент покупки авто было наложено обременение. Теперь машины невозможно продать, они останутся с обманутыми покупателями навсегда
А начиналось все как бы «благородно»… Государство решило помочь людям, которые купили автомобили за рубежом (в основном в России, а также Армении и Грузии), ввезли их в Казахстан, но не растаможили. Дело в том, что Закон РК «О дорожном движении» позволяет автомобилям, зарегистрированным в другом государстве, участвовать в международном движении на территории РК сроком до одного года.
Причина, по которой люди так поступали, очевидна: решили сэкономить, ведь растаможка — удовольствие дорогое и официально зарегистрированное авто стоит едва ли не вдвое дороже незарегистрированного. А вот причина государственного «благородства» не столь понятна. Ведь всякая легализация несправедлива по отношению к гражданам, которые следовали порядку, действовали по установленным правилам… И вот теперь оказывается, что можно было по-другому: не по закону, а по амнистии!
И ведь это не в первый раз. Сейчас разговор — о незарегистрированных машинах, благодаря чему человек не тратился на таможенную очистку (во-первых) и не платил штрафы нарушения ПДД (во-вторых). Но ведь и раньше проводилась легализация имущества, например, земли, участки которой просто захватывались, а затем узаконивались.
Короче, с моральной точки зрения легализация — мероприятие весьма сомнительное. Поскольку приучает граждан к мысли, что следовать общепринятым юридическим нормам необязательно, потому что позже добренькое государство все равно простит своих заблудших граждан. И все, что добыто по ушлым схемам, амнистирует. Впрочем, мы отвлеклись. Важно то, что легализация, помимо всего прочего, просто не могла не заинтересовать мошенников. Уж больно соблазнительные предоставлялись возможности для афер.
Кому выгодна легализация
Итак, напомним, Правительство РК постановлением от 9 января 2023 года № 13 утвердило правила, условия и сроки применения ставки сбора за первичную регистрацию отдельных категорий транспортных средств, ввезенных на территорию РК до 1 сентября 2022 года, и освобождения физических лиц, осуществивших ввоз таких транспортных средств, от расширенных обязательств производителей. Это и есть пресловутая легализация, которая стартовала 23 января 2023 года.
Цель акции заключалась в том, чтобы автомобили, которые были ввезены в Казахстан до 1 сентября 2022 года, освободить от таможенной очистки. Дело в том, что таких авто в стране накопилось, по примерным оценкам, около 300 тысяч. Как уже говорилось выше, закон позволяет таким машинам участвовать в международном движении на территории РК, но не более года. Затем авто должно быть вывезено из Казахстана на срок не менее 30 дней, и затем ситуация обнуляется — можно эксплуатировать еще год. Вопрос в том, многие ли так поступят… Если же владельцы этого не сделают, то окажутся вне закона. Треть миллиона машин — изрядная доля казахстанского автопарка. Потому и понадобилась легализация. Власть якобы не может допустить того, чтобы такое значительное число граждан вдруг оказалось нарушителями закона. К тому же это чревато социальным недовольством.
Но, как говорится, кому война, а кому мать родна. Аферисты быстро смекнули, как извлечь из ситуации выгоду. То есть можно пригнать авто, но не тратиться на растаможку, а она практически равна себестоимости иномарки б/у. Однако не продавать на иностранных номерах, а дождаться, когда стартует легализация, заплатить каких-то 200 тысяч тенге за первичную регистрацию, копеечные госпошлины за техпаспорт и госномер и уже амнистированную машину продать с двойной маржей.
Разумеется, надо было как-то решить вопрос с тем, что легализуемый автомобиль должен быть ввезен в РК до 1 сентября 2022 года. А об акции объявили, повторим, 9 января 2023-го. Но это было дело мошеннической техники.
Алле-оп!
Фокус, в общем, был нехитрый. Машины, которые большими караванами направились после объявления о будущей легализации из России и Закавказья в Казахстан, регистрировались — алле-оп! — как завезенные до 1 сентября 2022 года. Как это стало возможно? Сейчас как раз идет расследование, и все способы мы наверняка скоро узнаем. Подлог мог произойти как при переходе границы, так и позже. Напомним, еще накануне легализации на сайте www.gov.kz исполняющий обязанности председателя Комитета административной полиции МВД РК Кайсар Султанбаев разъяснил, как будет определяться, что автомобиль пересек границу именно до 1 сентября 2022 года. «Дата въезда будет определяться по базам данных Пограничной службы КНБ. На сегодняшний день этот процесс полностью автоматизирован», — говорит он.
Вроде все предельно ясно. Но затем идет пояснение, которое только нагоняет тумана.
«Вместе с тем при отсутствии сведений о ввозе транспортного средства в Пограничной службе дата фактического нахождения автомобиля в РК будет определяться по дате первого оформления полиса автострахования».
То есть еще до старта легализации чиновники предполагали, что важнейшие сведения из базы могут исчезнуть. А что за непрозрачную процедуру представляет собой в Казахстане автострахование — секрет Полишинеля. Оформить полис по машине, якобы ввезенной до 1 сентября, — вообще не проблема.
Но тут весь вопрос в том, что «отсутствие сведений в базе» без коррумпированных подельников в соответствующих госорганах крайне маловероятно. Кроме того, аферисты не ограничивались первичной регистрацией авто. После того как такая машина была легализована, она меняла различных хозяев. За небольшое вознаграждение мошенники находили нескольких не очень обеспеченных граждан, которые за 50 тысяч тенге оформляли автомобиль на себя. По очереди. Таким образом, он проходил через несколько рук. Зачем — очевидно.
«Очищенный» таким образом автомобиль мошенники затем продавали уже реальному клиенту. И таких людей, купивших незаконно легализованные авто, по неофициальным данным, насчитывается несколько тысяч. Причем лишь тех, кто почему-то вдруг узнал, что на машину зарегистрировано обременение: например, тоже решил продать или переоформить на супругу. Остальные «кинутые» пока пребывают в счастливом неведении. Так что окончательное число жертв аферистов может еще на порядок вырасти.
Так вот, предъявлять претензии предыдущему владельцу — продавцу — бессмысленно. Тот заявит, что ничего не знал и не мог знать о том, что машина легализована противозаконно, когда приобретал ее. Законодательство считает таковых добросовестными приобретателями и запрещает истребовать от них деньги.
Профессиональная обязанность и моральный долг
Как уже говорилось, сейчас идет расследование. Во всеуслышание чиновники об этом не заявляют, но официально отвечают на запросы людей, которые «попали». Ведь обременение в виде ограничения на распоряжение имуществом означает, что теперь с ним нельзя осуществлять никаких сделок. Пользоваться — можно, продать — нет. Вечный двигатель.
И в рамках только лишь гражданских исков эту проблему, повторим, решить не представляется реальным.
В том или ином виде должно подключиться государство. В частности, именно правоохранительные органы могут и должны отследить всю цепочку, установить роли и связи всех лиц, участвующих в мошеннической схеме. Которая, к слову, предусмотрена составом статьи 195 Уголовного кодекса РК «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». И уже потом, когда полиция найдет преступников, против них и могут в рамках уголовного процесса подать гражданские иски в суд пострадавшие.
Помимо всего прочего у правоохранителей в этом деле вырисовывается не только профессиональная обязанность, но и, если угодно, моральный долг. Ведь обременения на автомобили были наложены после дополнительных проверок, проведенных компетентными органами. В частности, были установлены конкретные государственные таможенные декларации (ГТД), по которым то или иное ТС пересекло границу. И даты в этих ГТД были значительно позднее 1 сентября 2022-го (в основном за февраль 2023 года).
Но ведь первоначально-то фальшивки были как ни в чем не бывало легализованы! И очень может быть, что не без помощи кого-то из компетентных органов, кто и должен быть следить за законностью акции.
Алишер Дулатов