Алматинский аэропорт уже давно является болью южной столицы, поскольку его параметры как не отвечали современным стандартам, так и продолжают им не соответствовать. Он, конечно, родной, но в своем развитии застрял где-то в 2000-х… Сейчас же появилась уверенность в том, что воздушная гавань обретет новое лицо, имидж и авторитет
Мудрое решение
На прошлой неделе, 23 августа, международный аэропорт Алматы устроил для журналистов пресс-тур, в ходе которого президент воздушной гавани Альп Эр Тунга Эрсой рассказал о ходе строительства нового Международного пассажирского терминала. Забегая вперед, скажем, что уже сейчас виден колоссальный объем проделанной работы. Скорее всего, обещание сдать его в эксплуатацию раньше срока будет выполнено.
Теперь же обо всем по порядку. Последние годы алматинский аэропорт регулярно подвергался критике со стороны пассажиров, а также прочих посетителей. Начиная с прошлого лета вал критических замечаний существенно вырос. Причина известна — возведение нового терминала и вытекающая из этого глобальная реконструкция инфраструктуры действующей воздушной гавани.
В большинстве своем все претензии сводились к тому, что на привокзальной площади периодически образовывался дорожный затор. Связано это с тем, что эстакада, ведущая ко второму этажу терминала, — так называемый departure, или зона вылета, — была закрыта еще в сентябре 2022 года. Сложность текущей стройки в том, что новый терминал возводится практически стена к стене со старым, действующим терминалом.
На самом деле руководство аэропорта столкнулось со сложной задачей — пришлось одновременно продолжать работу воздушной гавани и проводить большие строительные работы с применением тяжелой техники.
Временное закрытие эстакады было неизбежно, поскольку ее пришлось удлинять, чтобы соединить одной нитью старый и новый терминалы. В финальном варианте у эстакады будет три автомобильных пандуса, два из которых — отдельные подъемы к терминалам внутренних (действующий) и международных (строящийся) рейсов, а третий будет предназначен для общего съезда. Сейчас готово два пандуса из трех, и руководство приняло решение уже на этой неделе открыть движение по ним.
Этот шаг должен позволить значительно разгрузить привокзальную площадь, поскольку машины, подвозящие улетающих пассажиров, смогут выезжать из аэропорта, не въезжая на парковочную зону, как это происходит сейчас. Также, чтобы улучшить трафик, было принято решение о ликвидации выделенной автобусной полосы, нанесенной в порту.
Другое новшество по трансформации привокзальной площади связано с расширением емкости паркинга, который будет дополнен новой автостоянкой на 250 мест. Первый этап ввода в эксплуатацию — сентябрь текущего года (150 мест). Второй этап — ноябрь (100 мест). Таким образом, число парковочных мест увеличится вдвое.
В темпе вальса
И если улучшения на привокзальной зоне можно будет наблюдать в динамике на протяжении следующих двух месяцев, то с открытием самого терминала придется еще немного потерпеть.
О том, что пассажирам стало тесно в стенах действующего аэропорта, известно давно. Однако никаких реальных мер предыдущие владельцы воздушной гавани не принимали — это подтверждают сухие цифры.
«Существующий терминал, который был передан TAV Airports в 2021 году, не имеет достаточной пропускной способности, чтобы обеспечить лучшие условия для пассажиров. За первые семь месяцев 2023 года аэропорт Алматы принял 5,2 миллиона пассажиров, что на 36 процентов выше аналогичного периода 2022 года», — рассказал Альп Эр Тунга Эрсой.
Для сравнения, за весь доковидный, 2019 год аэропорт принял 6,4 миллиона пассажиров, а в 2022 году — 7,2 миллиона. По прогнозам, в текущем году будет преодолен рубеж в восемь миллионов человек при рассчитанной пропускной способности всего 2,7 миллиона.
Как отметил президент алматинского аэропорта, проект строительства нового терминала должен был быть воплощен в реальность более десяти лет назад. По его словам, аэропорт Алматы еще в 2007 году вышел за рамки запланированного потока авиапассажиров.
В текущем режиме, чтобы как-то уменьшить скопление пассажиров, а также создать удобства, аэропорт провел ряд комплексных работ. В частности, осенью 2022 года расширили накопитель внутреннего вылета путем добавления шестого гейта. Летом текущего года увеличили выходы на посадку в международном секторе вылета, а также в международном прилете установили две дополнительные кабины паспортного контроля.
Понятно, что при таком пассажиропотоке все эти и ряд других мер — не больше, чем компромисс, однако это гораздо больше, чем полное бездействие. Сейчас график строительства идет на опережение, и предварительно запуск нового терминала международного аэропорта Алматы планируется завершить летом 2024 года. Уже возведены все несущие конструкции и проведено частичное остекление стен. Строители планируют успеть до холодов закрыть весь внешний контур. Это позволит запустить отопление и проводить все работы внутри помещения независимо от погодных условий.
Альп Эр Тунга Эрсой рассказал: «Запуск нового терминала позволит подгонять к рукавам международного терминала одновременно до семи самолетов — в зависимости от размера борта. Общая пропускная способность воздушной гавани увеличится до 14 миллионов пассажиров в год».
Также спикер пояснил, что площадь нового терминала составит 55 000 квадратных метров. Согласно дизайну, конструкция будет соединена с существующим зданием терминала через надземный переход. Новое помещение обеспечит пассажирам легкий доступ для пересадки с внутренних и международных рейсов, не выходя за пределы здания.
«Вместо 24 кабин паспортного контроля на прилете, которые расположены в здании действующего терминала, в новом здании будет построено сразу 36 пропускных пограничных пунктов. Почти в три раза увеличится протяженность багажных «каруселей» — с нынешних 90 метров до 260 в новом терминале. Кроме того, более чем в два раза будет увеличено и количество стоек регистрации пассажиров, что позволит сократить очереди и время на регистрацию — с 20 до 40, а затем и до 50 стоек регистрации в строящемся терминале», — подчеркнул спикер.
Отличительная особенность нового терминала — соответствие уровню advanced стандарта EDGE, который обеспечит более 40 процентов экономии энергии и более 20 процентов экономии воды для здания терминала во время эксплуатации, а также более 20 процентов экономии материалов во время строительства. Новый терминал также будет обеспечен сервисом уровня Optimum — стандарта Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Новая концепция уровня обслуживания аэропорта южной столицы базируется на стандартах мировых тенденций, поэтому будет направлена на оптимизацию расходов при одновременном повышении скорости, качества и эффективности.
Все затраты на строительство, модернизацию и реконструкцию — 200 миллионов долларов — взяла на себя компания TAV Airports. Еще около 11 миллионов долларов уже вложено в обновление систем заправки самолетов и хранения авиатоплива. Президент аэропорта Алматы также сообщил, что дополнительные инвестиции будут осуществлены в соответствии с мастер-планом, который находится на стадии доработки. Так, в плане предусмотрена реконструкция взлетно-посадочной полосы, строительство нового грузового перрона перед грузовым складом, а также дренажных системы для сбора противообледенительной жидкости т.д.
TAV Airports Holding планирует сделать аэропорт Алматы крупнейшим грузовым хабом в Центральной Азии и продвигать Казахстан и Алматинскую область в аэропортах, управляемых компанией, и на других международных платформах, привлекая тем самым новые авиакомпании к нам в страну.
Алексей Мальченко
Фото Талгата Галимова