Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Изобретение мотовелосипеда
Поехали

Изобретение мотовелосипеда

Поправки в Закон РК «О дорожном движении», регламентирующие использование электрических самокатов, а также устанавливающие ПДД для них, вступают в действие 30 августа. Новелла, однако, ни словом не обмолвилась о других новых видах транспортных средств, не охваченных законом. Это электроскутеры, они же «моторашки», которые активно используются агентами служб доставки и к которым у людей больше всего претензий из-за несоблюдения правил дорожного движения и провоцирования ДТП. Из-за чего новый закон нещадно критиковали.

Депутаты сделали вид, что так все и было задумано, и пообещали, что по скутерам примут отдельный закон

При всем уважении к разработчику (МВД) и законодателю анонс выглядит как очевидный компромисс. Чтобы и отреагировать на справедливую критику, и в то же время, что называется, сохранить лицо. Тем более выясняется, что отдельная новелла по скутерам — это будет добавленная статья в Закон РК «О дорожном движении». Тогда в чем смысл разделения поправок на два отдельных закона? При этом один приняли еще весной, а второй — если успеют — подготовят осенью.

Просто упустили, не подумали, забыли… Прошляпили.

Но к делу.

Как поезд (электроскутер) чуть не ушел

Впервые информация о дополнительном «законе о «моторашках» всплыла во время круглого стола, в котором принимали участие депутаты маслихата Алматы и члены Общественного совета южной столицы, управления городской мобильности, представители сервисов доставки (Wolt, Chocofood), эксперты. И, что важно, ее не опровергли представители разработчика (МВД, а именно — департамента полиции Алматы), также участвовавшие в дискуссии.

Это произошло в середине июне, уже после того, как Мажилис принял (10 мая 2023 года) упомянутые поправки, посвященные электросамокатам, но еще до того, как Сенат их одобрил (26 июня). Напомним здесь, кстати, что Закон РК № 12-VIII »О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам организации дорожного движения» подписан Президентом РК 29 июня и вводится в действие через 60 дней после опубликования — 30 августа 2023 года.

Так вот, в этот период — с 10 мая по 26 июня — понуждаемый жесточайшей общественной критикой разработчик, а также чтобы Сенат не вернул документ обратно, и обязался явить миру еще один закон. После чего сенаторы одобрили принятый. Очевидно, как-то так, хотя об этом и не говорят вслух.

Затем депутаты ушли на каникулы, а МВД тем временем разработало проект — пока предварительно, официально он представлен не был. Но к концу июля о содержимом готовящихся поправок сообщила мажилисвумен Екатерина Смышляева, которая возглавляла рабочую группу и по самокатному проекту. Сделала она это в соцсетях (опять же каникулы) и оговорилась, что это пока только предложения.

Итак, как будет выглядеть — возможно — новая норма в Законе РК «О дорожном движении»?

«Для мопедов выделяется целая новая статья.

Права и обязанности водителей мопедов. Приведу основные моменты (в свободном изложении).

— право управления мопедом предоставляется лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, при наличии водительского удостоверения на право управления транспортным средством любой категории;

— водитель мопеда обязан при управлении мопедом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема;

— водителю мопеда запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения;

— на мопеде нельзя перевозить груз, который выступает более чем на пятьдесят сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению (есть в правилах, но к обсуждению с учетом того, что на мопедах работают доставщики);

— запрещена стоянка мопедов в местах, где запрещена остановка, на эстакадах, мостах, путепроводах, а также на клумбах, газонах, детских и спортивных площадках;

— на мопеде нельзя перевозить пассажиров сверх количества, предусмотренного конструкцией транспортного средства, находящихся в состоянии опьянения, а также не достигших шестнадцати лет (ранее перевозка пассажиров была полностью запрещена).

Кроме того, мопедам запрещено двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, велодорожкам (они проходят фактически по тротуарам). В темное время суток необходимо иметь светоотражающие элементы на одежде».

Вот это будет номер!

Депутат признает, однако, что пока нет ясности с главным вопросом — по регистрации таких транспортных средств. Напомним, государственная регистрация средств индивидуальной мобильности — то самое, что общество в первую очередь и ждало от транспортных новелл.  Все новейшие виды ТС, будь то электросамокаты или электроскутеры, попросту не упоминались прежде в законодательстве, а следовательно, не подлежали государственной регистрации, и за нарушение ПДД их владельцы не несли наказания. И даже чисто технически — как их привлечь к ответственности, если нет ГРНЗ (государственного регистрационного номерного знака)?

Так зачем этим беспечным ездокам соблюдать правила? Вот эта кочевая рать и носилась по городам (в особенности это касается южного мегаполиса — Алматы), гоняя по встречке и проезжая на красный. Подрезая водителей на поворотах и давя пешеходов на тротуарах.

Так вот, что касается электросамокатов, то их так и не обязали регистрировать. Просто ограничили скорость, полагая, что этого будет достаточно. Посмотрим, что придумают с электроскутерами.

Здесь в чем проблема. По действующим нормам регистрация требуется ТС, объем ДВС которого превышает 50 кубических сантиметров или мощность электродвигателя позволяет превысить конструктивную скорость в 50 километров в час. Применительно к двухколесному транспорту это значит, что госрегистрация требуется мотоциклам и приравненным к ним скутерам. Но — внимание — лишь с ДВС, поскольку в Законе РК «О дорожном движении» ни слова не сказано об электроскутерах с возможной конструктивной скоростью более 50 километров в час. Это и является главным изъяном существующего закона.

Насколько позволяет судить инсайдерская информация, сейчас рассматривают два варианта решения проблемы. Первый — всем средствам индивидуальной мобильности, кроме электросамокатов, будет требоваться государственная регистрация. То есть цифры 50 (будь то кубики или километры в час) в законе вообще не будет. А значит, и мопеды с ДВС, и приравненные к ним электроскутеры с максимальной конструктивной скоростью не более 50 километров в час обяжут получать номерные знаки.

Это довольно радикальный способ, поскольку задача ведь не только в том, чтобы принять строгий закон. Надо заставить его исполнять. А как и кем? Ведь число транспортных средств — потенциальных нарушителей — сильно возрастет (насколько, неизвестно, ибо статистики средств индивидуальной мобильности нет). Как полиция будет ловить владельца мопеда, который попросту снимет ГРНЗ и поедет. Кто будет преследовать его в городских пробках? Патрульная машина не догонит беглеца, который, если что, и по тротуару умчится, и во дворы нырнет в обход всех шлагбаумов и бетонных блоков.

Нужно специальное подразделение — самокатно-скутерная полиция. А у нас вообще-то и дорожной нет — расформировали десять лет назад.

Есть и другой вариант — компромиссный. Ватерлинию в 50 кубиков/километров в час в законодательстве все же оставить. И обязать регистрировать лишь электроскутеры с возможной конструктивной скоростью более 50 километров в час, для чего приравнять к мотоциклам.

Пока государство не определилось. Хотя склоняется все же к первому варианту.

«Предполагаю, что у многих сразу возникнет вопрос по регистрации таких транспортных средств (до 50 кубов). Механизм обсуждаем, есть проблемные вопросы, но регистрация все-таки нужна», — цитата из вышеупомянутого поста в соцсетях депутата Смышляевой.

Счастливого пути!

Почему этот, казалось бы, не такой уж сложный закон принимается с таким скрипом? На самом деле тема непростая.

Бурный рост новых транспортных средств индивидуальной мобильности — головная боль стран всего мира, не только Казахстана. Проблема в том, что положительного международного опыта, чтобы взять его на вооружение, нет.

Любопытно, что через пару дней после введения в действие в Казахстане новых правил для эклектросамокатов новости по теме ждут и Европу. И не просто Европу — Париж, который станет первой европейской столицей, где муниципалитет запретил аренду электросамокатов — с 1 сентября 2023 года.

Однако на самом деле это всего лишь пиар-акция, чтобы успокоить общественное мнение, взбудораженное ежедневными конфликтами на дорогах. Реально же ни в Париже, ни в Амстердаме, ни в Европе, ни в Азии никто и не собирается как-то контролировать эту сферу, а в случае нарушений — прессовать. И поэтому, в частности, не регистрируют эти ТС.

Причина в том, что для контроля нет ресурсов: ни человеческих, ни финансовых. Сейчас объясним. Альтернатива индивидуальному транспорту чрезвычайно затратна. Население мегаполисов стремительно растет даже в Европе, не говоря уже о Новом Свете или Азии. И за счет не среднего класса, а мигрантов, приезжих, которые и составляют армию курьеров. Если их заставить подчиняться правилам, чего они не желают, а возможно, и не умеют, они сядут в общественный транспорт, где ездят старые европейцы (каламбурчик). И превратят его в кошмар.

Чтобы этого не произошло, муниципалитетам нужно будет решать экзистенциальные вопросы социальной и вообще инфраструктуры. Это мало того что утомительно и дорого, так еще и вообще едва ли решаемо.

А с другой стороны, можно ничего не делать! Просто позволить людям решать проблему самостоятельно. Ну или, в крайнем случае, формально принимать законы, но только такие, чтобы они не работали. Как вы думаете, что предпочтет европейский чиновник?..

Таково современное искусство управления. Впрочем, мы, кажется, вышли за пределы темы ТС индивидуальной мобильности.

Алишер Дулатов