Казахстанские водные курорты превращаются в гибрид оживленного городского перекрестка и автомойки. По волнам вдоль пляжей Капшагая и Алаколя, Балхаша и Бухтармы рассекает армия скутеров и катеров с разнообразными аттракционами вроде «бананов» и «таблеток». Отдыхающие вынуждены нюхать выхлопные газы и купаться в проливающемся машинном масле, глохнуть от шума моторов и рисковать быть покалеченными в этом водном аду. Согласитесь, как-то не вяжется эта картина с традиционным представлением об идиллическом отдыхе у воды
Конечно, у каждого свои предпочтения, каким образом отдыхать. Кто-то хочет просто купаться и загорать, а кому-то нужно «движение». И все — в своем праве.
А чтобы между этими группами людей с разными предпочтениями не возникал, что называется, конфликт интересов, существуют специальные правила, разводящие отдыхающих граждан по разным углам ринга, пардон, пляжа. Называются они Правила безопасности на водоемах. Ныне действующий документ утвержден приказом Министра внутренних дел в 2015 году.
Помимо общих фраз, вроде тех, что запрещается купаться в состоянии алкогольного опьянения, правила содержат вполне конкретные нормы, впрочем, немногочисленные и к тому же довольно спорные (об этом ниже). Кроме того, одной из этих групп, а именно той, что предпочитает «движение», посвящены еще два НПА: Закон РК «О внутреннем водном транспорте» и Правила пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденные приказом и. о. Министра МИИР. Поскольку и скутеры, и катера, буксирующие развлекательные плавательные средства («бананы» и т.п.), относятся к маломерным судам (до 20 метров в длину и до 12 человек на борту).
Итак, суммируем нормы, которые делят воду между теми, кто купается, и теми, кто катается.
Для первых существуют так называемые места массового отдыха людей, состоящие из пляжей, то есть участков суши, примыкающих к побережью, и соответствующих акваторий, ограниченные красными или оранжевыми буйками, которые не могут размещаться далее чем 25 метров, считая от места глубиной 1,3 метра. За этими пределами купаться запрещено, поскольку там могут проходить водные пути, в том числе и интересующих нас маломерных судов.
В свою очередь, к этим местам купания маломерные суда не могут подходить ближе чем на 10 метров. Их скорость вблизи пляжей и мест купания не должна превышать 10 километров в час. А если речь идет конкретно о буксирующих маломерных судах или буксируемых плавательных средствах (скоростных водных аттракционах вроде «бананов»), то они не имеют права приближаться к местам для купания на расстояние менее 50 метров.
На таком же отдалении — не менее 50 метров от пляжа — должны располагаться пункты проката маломерных судов.
За нарушение этих правил безопасности на водоемах виновным придется заплатить штраф. Согласно статье 412 КоАП, это 7 МРП для физлиц, 10 МРП — для должностных лиц и субъектов малого предпринимательства, 20 — для среднего бизнеса и 60 — для крупного.
Спасение отдыхающих — дело рук самих отдыхающих
Вопрос только в том, кто все это будет отслеживать. На пляжах должны быть спасательные посты со спасателями-дружинниками, которые бы пресекали нарушение правил. А в соответствии с пунктом 6 Правил безопасности на водоемах местные исполнительные органы должны также организовывать дежурное патрулирование пляжей полицейскими, которые бы штрафовали тех, за кем не уследили дружинники. Однако ни тех ни других на подавляющем большинстве пляжей нет.
Полиция здесь появляется разве что тогда, когда произошло ЧП. Поскольку для нарушителей предусмотрена и уголовная ответственность, но лишь когда правонарушение содержит признаки уголовно наказуемого деяния (статья 344 УК). Ну, например, если нанесен вред здоровью — хотя бы средней тяжести. Это, к слову, не опасное для жизни расстройство здоровья сроком более чем на 21 день.
Или, скажем, водитель скутера или катера наехал на купающегося в состоянии алкогольного опьянения. Даже если потерпевший отделался легким испугом, штраф ездоку грозит до 200 МРП (пьяному купающемуся, напомним, 7 МРП). Если же имеет место средний, а тем паче тяжкий вред здоровью, дело может обернуться реальным сроком (статья 358 УК).
Надо сказать, что такого рода ЧП не редкость. Так, например, в прошлые выходные катер винтом мотора повредил ногу отдыхающему на казахстанском озере Алаколь. Ногу пришлось ампутировать, а турист находится в тяжелом состоянии. А чуть раньше на Иссык-Куле гидроцикл столкнулся с прогулочным судном, в результате чего погибли двое туристов. И подобные истории, повторимся, происходят регулярно.
Судный день для маломерных судов
Полагаем, однако, проблема не только в том, что и операторы аттракционов, и сами отдыхающие не соблюдают, а зачастую и не знают правил. И даже не в том, что за порядком на пляжах на самом деле никто не следит. Хотя и первое, и второе надо, конечно, исправлять.
Но есть еще одна причина того бардака, который сейчас творится на водных курортах страны. И речь не только о крайних случаях, о ЧП, но и обо всем том, о чем было сказано в начале статьи. Шум, вонь, пролитое масло, броуновское движение там, где должна быть морская пастораль.
Сами нормы, регулирующие пляжные правоотношения, так сказать, правила водного движения, устарели и не соответствуют сегодняшнему дню. Научно-технический прогресс, сделавший легкодоступными для населения все эти скоростные водные аттракционы, привел к тому, что число их устрашающе выросло. То же самое, кстати, наблюдается и на земле. И как нужны изменения в ПДД в связи с тем, что улицы и тротуары городов заполонили электросамокаты, мопеды и прочие средства индивидуальной мобильности, так требуются изменения в правила безопасности на воде.
В частности, из-за роста парка всех этих гидроциклов и аттракционов базы их стоянок и трафик надо, очевидно, переносить подальше от пляжей с отдыхающими. 50 метров для столь многочисленной тарахтящей армии — невозможно близко! Да и вообще, можно было бы подумать о том, чтобы выделить для них специальные акватории (как для тех же купающихся, но, разумеется, более просторные), а вне их движение запретить. Воды не жалко, но чтобы не портили вид…
Опять же экология. И выхлопных газов, и пролитого масла не избежать, но так хотя бы делали это подальше в море.
И наконец, это было бы просто справедливо. Если купающихся обложили буйками, поместив в крохотные вольеры, то чем другие лучше?
Алишер Дулатов
Фото Талгата Галимова