Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Безальтернативный ИссыкКуль
Поехали

Безальтернативный ИссыкКуль

Когда речь заходит об истории Прииссыккулья, чего только не наслушаешься! А чего еще ждать от такого таинственного места, прошлое которого до нас дошло лишь в преданиях да грудах всяческого археологического мусора? А особенно — в очередной туристический сезон

Искандер с двумя рогами

Вот, к примеру, очаровательная ведущая одного из республиканских телеканалов однажды просветила нас, что тут, на Иссык-Куле, побывал знаменитый Александр Македонский. Действительно, в Срединной Азии сложно найти место, где обошлось бы без великого полководца Античности. Впрочем, не только в Срединной. Его следы я встречал даже на Цейлоне.

Так что весь этот краеведческий корм для массовых туристов и залетных журналистов может иметь под собой легендарную основу. Хотя большей частью все эти сведения совершенно бессмысленны с точки зрения реальной расстановки персонажей и событий истории. В том числе истории с незабвенным Александром Филипповичем.

Как известно, беспрецедентный восточный поход Македонского носит в книгах название Индийский. А никак не Китайский — о существовании Китая в те годы европейцы вообще не догадывались. Единственный пригодный для продвижения войск проход из Средней Азии в Индию — это долина Кабула и Хайбер. Что значительно западнее Иссык-Куля.

Именно там, в Согде, была основана и Александрия Крайняя, обозначившая крайнюю точку продвижения греков в регионе. Так что ни на каком Иссык-Куле никакой Македонский быть не мог. (Хотя ведущая все равно была очаровательной и ей можно простить многие шалости!)

Каменная бухгалтерия Тимура Хромого

Явно легендарного происхождения и история каменного кургана на перевале Санташ. Это недалеко от Тюпа. По преданию, камни в курган отсыпаны волею Тимура Тамерлана для статистики, дабы получить представление о численности и динамике того воинства, которое он вел в Кашгарию.

Когда воины шли туда — каждый бросил по булыжнику в кучу, возвращались — каждый захватил свой камень обратно. Так как дебит не сошелся с кредитом, осталось оригинальное мемориальное сооружение.

Тимур, в отличие от Искандера Македонского, мог здесь бывать, хотя и для него существовали более короткие и удобные дороги. Но был ли Хромой Тимур таким рачительным счетоводом? Чтобы разобраться в этом, стоит однажды проехать на Иссык-Куль не обычной дорогой, через Кордай, а необычной — через Санташ.

Невразумительный перевал Санташ — разочарование для экстремала. (Если, конечно, вы не считаете экстримом переход казахстано-киргизской границы.) Но радость для любителя исторических головоломок.

Собственно, перевала как такового тут нет. И если бы не погранпереход, это место вообще проскальзывалось со свистом. Потому — внимание налево. На возвышающуюся посреди травянистой долины кучу камней. Это и есть Тимуров курган из «счетных» камней. Куча булыжников, количество которых обозначает воинов Тамерлана, павших во время похода в Китай, действительно впечатляет масштабами.

Вот что писал про курган Чокан Валиханов: «Санташ — счетный камень. Проход этот получил свое название от груды камней, положенных в один курган… Предание гласит, что когда эмир Темир-Курген отправился в Китай для взятия себе в гарем дочери императора Каан-Чина, то приказал каждому из своих воинов положить в одно место по камню. По возвращении своем он велел всем солдатам взять по камню и положить на другое место. По оставшимся неподнятым камням он судил о своей потере».

Но закавыка в том, что Тимур в Китай так и не сходил, — известно, что «великий и ужасный» закончил жизнь в Отраре, откуда только еще намеревался отправиться в свой китайский поход. На эту историческую неувязку обратил внимание и сам Валиханов. Что же, выходит, Тимура не было, а памятник Тимура есть?

Хан Ишим и китайская принцесса

Подобными историческими анекдотами переполнена человеческая история. Интереснее не это. А истина, которая, как правильно заметили даже американцы, всегда где-то рядом.

«Дикокаменные киргизы насыпь Санташа приписывают киргизскому хану Ишиму как памятник его победы над калмыками-зюнгарами». Эта версия кажется самому Валиханову куда более правдоподобной.

Мне же бросилось в глаза сходство кургана с великими погребальными сооружениями сакско-усуньских эпох. Даже характерные следы «взлома» наверху один к одному повторяют облик сотен и тысяч древних могил Семиречья. Единственное «но» — удивительная свежесть насыпи (хотя и тут есть немало аналогов). Может быть, такими же выглядели когда-то и остальные каменные курганы почившей тысячи лет назад кочевой знати? Но до нас они дошли оплывшими и заросшими. А Санташ своей свежестью напоминает брошенную стройку советской эпохи. Отчего?

Ну а о китайской принцессе, правда, совсем другой, нежели «избранница» Тимура, упоминает другой первооткрыватель Иссык-Куля — П. П. Семенов-Тян-Шанский: «Китайский двор в 107 году до нашей эры отдал свою принцессу в замужество усунскому королю с титулом кюнь-ди. Для этой королевы был выстроен в главном стойбище усунского короля первый китайский дворец. Эту королевскую резиденцию китайцы назвали Чу-гу-чин, то есть «город Красной долины». Этой Красной долиной, по моим соображениям, могла быть только долина Джаргалана…».

В отличие от Тамерланова кургана, ничего похожего на китайский дворец пока так и не обнаружено.

Ну а что с апостолом Матфеем?

«Характер прибрежной полосы на Кунгее оказался тот же, что и на Терскее: уступ в метр вышиной, а между ним и уровнем воды — широкая песчаная полоса, на которой прибой волн наносит гальки, раковины, кости рыб и водных птиц и предметы, принадлежавшие людям, обитавшим на берегах Иссык-Куля. Между последними я напрасно искал то, что интересовало меня всего более. В бытность свою в Венеции в начале 1850-х на знаменитой каталонской карте, там сохранившейся, я впервые видел изображения озера Иссык-Куль, а на северной стороне его был изображен монастырь несторианских христиан, бежавших, как известно, из стран Ближнего Востока (Сирии и т.д.) в глубь Азии и основавших свой монастырь на берегу Иссык-Куля. Очевидно, что если этот монастырь находился на Кунгее, то основавшие его монахи могли выбрать для того себе место на берегу одной из малочисленных бухт Кунгея, защищенной от волнения озера и богатой рыбой. Под эти условия вполне подходит Курментинская бухта, но, к сожалению, я не нашел ни на ее берегу, ни в береговых наносах соседнего берега никаких предметов, оправдывающих мое предположение».

Этот отрывок из Семенова-Тян-Шанского я привел не случайно. Потому что именно тут, в Курментинской бухте, в последние годы развернулась самая оживленная и широкомасштабная работа по поиску подлинных руин и таинственных сокровищ. Инициированная именно картой Семенова, вернее — копией, которую он снял в Италии со средневекового пергамента, датированного 1375 годом.

На карте действительно изображен Иссык-Куль, а на его северо-восточном берегу — крест и подпись «В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело Святого Матфея, Апостола и Евангелиста».

Кто открыл Иссык-Куль?

Валиханов, Семенов-Тян-Шанский, Северцов, Мушкетов. Это их трудами и стремлениями было открыто для мира, науки и массовых отдыхающих легендарное озеро в сердце Тянь-Шаньских гор. И дорогами, которыми мы пользуемся сегодня, в середине XIX века первыми ходили они, дерзкие пионеры и бесстрашные землепроходцы.

Первые шли открывать Иссык-Куль именно в той последовательности, в какой я их расположил. И именно с восточной стороны — через Санташ и некоторые близлежащие перевалы Кунгей Алатау.

Валиханов прошел летом 1856 года. Именно тут он повстречал сказителя, от которого записал великую эпическую поэму «Манас». Семенов побывал тут через несколько месяцев — осенью.

Но черновой дневник Валиханова был обработан и опубликован лишь спустя столетие, потому все лавры «первооткрывателя Иссык-Куля» достались именно Петру Петровичу. Впрочем, всем первым было нелегко одинаково. Прошедший несколько лет спустя «проторенной дорогой» через Санташ Северцов умудрился заблудиться на перевале и долго плутал в поисках дороги.

А что до приоритетов, речь шла не о географическом открытии Иссык-Куля, а об открытии его для западной географии. В существовании Иссык-Куля никто не сомневался. К тому же еще раньше, чем появились на его берегах Валиханов и Семенов, тут неоднократно бывали разъезды сибирских казаков и всяческие разведывательные отряды русской армии. А до них — китайцы и арабы.

Симптоматично, что Семенов все же стал не Иссык-Кульским, а Тян-Шанским.

(Продолжение следует.)

Андрей Михайлов — землеописатель, автор географической дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада».

Фото автора