Как мы выяснили в прошлый раз, Иссык-Куль — «теплое озеро» (еще, правда, «железное», «святое» и т. д.). С чем явно не согласятся многие культурно отдыхающие: назвать Иссык-Куль теплым в июне и даже июле – значит, сильно погрешить против истины. Лишь на исходе лета вода в этой горной бездне наконец-то вдоволь пропитывается солнцем, и в это время тут действительно можно позволить себе целыми днями не вылезать на берег. Мне, по крайней мере, никогда не приходилось ощущать тут такой теплой воды, как однажды в начале сентября…
Но я в том поезде не ехал
Ну что, самое время забыть про уговор и обратиться к легендам? Каким легендам? А какой уговор? Для пользователей «ютюбов» и воспитанников ЕНТ необходимо уточнить смысл иронии. Для этого надобно приоткрыть «Золотого теленка» — культовую книгу советской научно-технической интеллигенции. Напомню заодно, что Ильф — Петров — это не один, а целых два автора одного произведения. На котором оттачивали чувство юмора по крайней мере два поколения — наши отцы и деды.
Итак, герои-журналисты (среди которых случайно оказался и незабвенный Остап Бендер) ехали в литерном поезде на историческую смычку Восточной магистрали (под именем которой авторы зашифровали легендарный Турксиб).
«И по дороге в столовую корреспонденты единогласно решили… не писать очерков под названием «Легенда озера Иссык-Куль». Довольно пошлостей в восточном вкусе!»
Однако уже тем же вечером фельетонист Гаргантюа поймал братьев-корреспондентов Льва Рубашкина и Яна Скамейкина «за недозволенным занятием», они отправляли телеграммы в Москву, в одной из которых, между прочим, содержалось следующее.
«Легенда озера Иссык-Куль.
Старый кара-колпак Ухум Бухеев рассказал мне эту легенду, овеянную дыханием веков. Двести тысяч четыреста восемьдесят пять лун тому назад молодая, быстроногая, как джейран (горный баран), жена хана красавица Сумбурун горячо полюбила молодого нукера Ай-Булака. Велико было горе старого хана, когда он узнал об измене горячо любимой жены. Старик двенадцать лун возносил молитвы, а потом со слезами на глазах запечатал красавицу в бочку и, привязав слиток чистого золота весом в семь джасасын (18 кило), бросил драгоценную ношу в горное озеро. С тех пор озеро и получило свое имя — Иссык-Куль, что значит «Сердце красавицы склонно к измене» (Ян Скамейкин-Сарматский (Поршень).
Мне, как не дававшему никому никаких клятв (я в том поезде не ехал), не возбраняется сообщить читателю еще несколько красивых старинных легенд про озеро Иссык-Куль.
Ну а девушка? А девушка при том!
Понятно, что такое географическое явление, как величайшее высокогорное озеро Евразии, должно было породить (и породило!) множество легенд, мифов и домыслов. Интересно, что активное мифотворчество вокруг заоблачного моря значительно активизировалось в последние годы с развитием массового туризма.
На этом фоне куда интереснее то, что действительно дошло до нас из прошлого. Например, следующая казахская сказка про появление чудо-озера.
«Когда-то на этом месте стояли богатые города, окруженные со всех сторон горами. Воду жители брали из подземных водоемов, а ключ от них хранился у отшельника. Когда нужна была вода, брали ключ у этого отшельника, отпирали водоемы и брали воду, а потом опять запирали и возвращали ключ.
Однажды ключ взяла девушка. Она назначила свидание своему возлюбленному у водоемов. Нечаянно она уронила ключ в воду, испугалась и убежала. А вода все прибывала и прибывала. Она залила все города, и на их месте образовалось озеро. Города остались на дне озера. Их видно там и по сей день».
Ох уж эти девушки! У них в головах непонятно что, а из-за них города гибнут!
Откуда растут ослиные уши?
А вот еще одно прелюбопытное предание, записанное Чоканом Валихановым: «По уверению народа, на месте, где теперь Иссык-Куль, была прежде обширная равнина, заселенная богатыми городами. Один из ханов этого народа, народа неверного, до глубокой старости не имел детей. Сокрушаясь о предстоящей участи своей фамилии, он в отчаянии обратился к Богу и просил дать ему сына хоть в образе осла. Молитва его была услышана: одна из жен его, гулявшая в это время в саду, встретила осла, который обнаруживал к ней чрезвычайное внимание. Султанша, по неисповедимой воле судьбы, почувствовала тоже удивительную нежность к длинноухому кавалеру. Завязалась интрига, плодом которой был младенец-сын. Старый хан был в восторге, что наконец Кок-Танры послал ему наследника, и спешил его увидеть. Хан нисколько не изумился, увидев длинную, в виде трубы, челюсть ребенка, и не удивился его длинным ослиным ушам, все было в порядке вещей. Он просил сына хоть в образе осла, и Бог дал ему сына и в неисчерпаемой своей благодати украсил его только ослиными ушами. Ребенок вырос и после смерти отца стал ханом под именем Джанбека. Государь он был умный и справедливый, только желание скрыть свои длинные уши заставляло его против воли приступить к предохранительной мере, которая непосвященному в тайну его рождения народу казалась жестокостью. Все брадобреи, очищавшие его царскую голову, не возвращались в свои дома…».
В конце концов этот иссык-кульский Мидас дал слабину и оставил в живых очередного цирюльника, в обмен на молчание сделав его своим визирем. Увы, тайна, о которой знают двое, — это уже не тайна. Проговорившийся визирь-брадобрей вынужден был от расправы бежать в горы. А хан получил-таки прозвище Ослиная голова.
«…Долго скитался визирь в горах и только по ночам посещал город. В один из своих ночных визитов он пришел к царскому колодцу с золотой покрышкой, который стоял среди города. Визирь вспомнил былые времена, когда он пил воду из этого колодца, вспомнил свое визирство и стал громко молить Бога, чтобы он взял жителей города к себе как нечестивцев, не достойных его милостей. Аллах был гневен на этот город за его разврат и безбожие. Аллах изрек: «Куп оряй куп!» («Да будет так!»), и вода начала бить огромным столбом из колодца, и в одну ночь на месте города стало озеро — озеро Иссык-Куль».
В заключении Валиханов прибавляет: «В сильную бурю из озера выбрасывается различная утварь домашнего обихода, что утверждает народ еще более в справедливости легенды о Джанбеке Ослиной голове».
Я бы мог продолжить рассказы о легендах озера Иссык-Куль, но предпочту двинуть повествование дальше. Тем более что предмет того стоит.
Золото манит нас? Приди и забери свою долю!
Таким образом, если исходить из легенд, вокруг Иссык-Куля и на его дне должно быть множество затопленных городов и достаточно спрятанного золота.
Количество мест, где лежит, дожидаясь счастливца, клад, растет с каждым новым сезоном. Подогревая ажиотаж и подымая рейтинг притягательности Иссык-Куля-курорта. В качестве «исторических» обоснований наличия кладов часто выдается такая околонаучная чушь, что просто диву даешься, что в это кто-то верит. Но верят же!
Хочу привести лишь несколько примеров «иссык-кульских кладов», карты которых гуляют по возбужденным умам пользователей интернета.
«Клад Александра Македонского». Возле Барскауна. Якобы оставлен какими-то пленниками Двурогого Искандера, представителями персидской знати, которых знаменитый полководец забрал с собой в поход, когда шел в Индию и Китай (почему-то Китай обязательно фигурирует в этой истории, хотя Александр вообще-то вряд ли знал о существовании такого государства). Постепенно аманаты отбились от войска, забрели на Иссык-Куль, основали тут город, закопали сокровища и канули в вечность.
«Клад Чингисхана». Где-то в районе поселка Курменты. Якобы именно сюда Потрясатель вселенной привез шесть тонн драгоценностей на 200 верблюдах. И закопал. Или затопил. Карту с указанием клада в 20-е годы прошлого века чекисты якобы отобрали у какого-то белого офицера, вернувшегося из Синьцзяна. И кто только этот клад после не искал! И КГБ Киргизии, и МВД СССР, и чуть ли не все академии Советского Союза. Не иначе как прозорливый владыка монголов предвидел будущее туристическое значение озера! Ну, не думаем же мы, что Потрясатель просто хотел заначить часть зарплаты от своих многочисленных жен?
«Клад Тамерлана». Ну как же тут без Хромца? Без него тут никак. Он мало того что навалил кучу счетных булыжников на Санташе, «отправляясь в Китай», так еще и построил по дороге «на одном из островов» Иссык-Куля «малый дворец». Понятно, что дворец ломился от золота, которое подозрительный Тамерлан не оставлял в Самарканде, а всюду возил с собой. Известно, что островов на Иссык-Куле нет, но кто знает, не было ли их во времена Тимура? В общем, надо искать!
«Сокровища капитана Флинта, Наполеона, Колчака, Гитлера, «золото партии», «замороженные активы России» и прочее». Сообщений пока не поступало, но если развитие массового туризма на берегах Иссык-Куля будет продолжаться теми же темпами, то в ближайшее время мы про них непременно услышим! Были бы ослиные уши, а желающие их продуть всегда найдутся!
(Продолжение следует.)
Андрей Михайлов, землеописатель, автор географической дилогии «К западу от Востока. К востоку от Запада»
Фото автора