Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Уровень турецкого
Образование

Уровень турецкого

Казахстанский учебник серьезно уступает турецкому аналогу. Так считает преподаватель алматинской физико-математической школы Талгат Бегимбетов, летом работавший по приглашению в Турции. Он заглянул там в школьные учебники по своему профилю и был удивлен подачей материала и оформлением. Он не владеет турецким языком, но знания предмета было достаточно, чтобы оценить предлагаемый турецким школьникам материал

На этом фоне казахстанские учебники, во всяком случае по математике, по словам педагога, блекнут. По его мнению, учебник должен быть красочным, а по своей тематике отвечать современным требованиям. Задача про землекопов уж точно не вызовет интереса.

Турецкий гамбит

Учитель изложил свое видение преимущества турецкого учебника. Речь только о царице наук математике.

«В задачах очень много межпредметных связей и задач, связанных с общественной жизнью. Применением технологий для решения задач и их анализа. В геометрии очень часто вижу рисунки из Геогебры (математическая программа, объединяющая геометрию, алгебру и исчисления. — Прим. авт.). Приятные цвета и бумага отличного качества. Первое впечатление такое, что понимаешь — на этом предмете ты узнаешь много нового о мире, а не как у нас — только пустые цифры и буквенные выражения, и не понятно, зачем это все изучать», — написал педагог на своей странице в Facebook.

Судя по приведенным цифрам, это не такое уж дорогое удовольствие. В отличие от наших реалий. Согласно информации, которую Талгат Бегимбетов нашел в интернете, Турция в 2022 году потратила на образование (в пересчете) около 5,4 триллиона тенге, тогда как Казахстан за то же время — 4,5 триллиона. При том, что население Турции в четыре раза больше казахстанского.

«Наши братья турки не крадут у своего будущего поколения…» — сделал вывод учитель.

До совершенства далеко

Дальше автор поста решил углубиться в процесс создания учебника и разобраться, почему даже им, учителям, не хочется работать с такой книгой.

«Разработка учебников и учебно-методических пособий формально находится в конкурентной среде. Разработкой заняты частные издательства, создающие для этих целей авторские коллективы. Научная и педагогическая экспертизы находятся в сфере государственной монополии.

Реализует процедуры экспертизы Республиканский научно-практический центр (РНПЦ) «Учебник», подведомственный МОН РК. Ведомство относится к учреждениям с высокими коррупционными рисками, так как победители конкурса на базовые учебники и учебную литературу, входящую в перечень разрешенных в использовании в учебном процессе, определяются непосредственно там.

Издательства, получившие гриф «базовый учебник», получают практически монополию в сфере реализации своего продукта и продают свои учебники по умолчанию во все организации образования. На это выделяются очень большие средства из государственного бюджета», — цитирует он общественного деятеля Гульбану Абенову.

По мнению Талгата, сколько бы РНПЦ «Учебник» ни увеличивал или ни уменьшал критерии экспертизы, ни «улучшал» экспертов всякими повышениями квалификации и ни отправлял их в зарубежные страны, ни вводил специальность «учебниковедение», эти книги так и останутся невостребованными. Все упирается в отсутствие конкурентной среды.

Что делать?

Учитель предлагает ряд изменений, а именно: министерство проверяет с помощью экспертов подчиненность только ГОСО и выдает разрешение на использование в школах. Отдельно устанавливается финансирование школ на приобретение учебников. Учителя выбирают учебник (можно голосованием кафедры учителей в школе, ее презентацией, обсуждением в коллективе в летнее время как раз в августе). И школа, соответственно, закупает его.

«И если вдруг будут проблемы с книгой, родители не пойдут жаловаться в министерство, а уже будут решать проблемы напрямую только с учителем. Это даст толчок развитию издательской индустрии в стране, откроет новые специальности и может принести пользу экономике и образованию. А издательствам не пришлось бы проходить семь ступеней ада, чтобы выпустить книгу, и каждую ошибку или неточность в книгах они напрямую решали бы с учителями», — таково видение ситуации Талгата Бегимбетова.

Диалог по горизонтали

Пост про учебники в соцсетях не остался незамеченным. К Талгату обратились сразу два издания. Первое предложило поработать над созданием учебника для 5-го класса. Но он отказался, так как не имеет опыта преподавания в младших классах. Что касается второго издательства, то… Решили приглядеться друг к другу. Учителя поразило, что издательство оказалось таким технологичным и современным. Но и здесь хорошая идея разбилась о скалы бюрократии.

«Мне пока не светит быть автором какой-либо книги, потому что у меня нет сертификата, который давал бы мне эту возможность. Заметил, что, оказывается, между издательствами и Министерством просвещения те еще разногласия. Одни требуют автономности, другие ее не хотят давать. В итоге мы имеем кучу экспертиз, чтобы учебник наконец-то попал к учащимся. Но даже после такого количества экспертиз мы все равно имеем учебник, по которому не хочется учиться. Думаю, решение проблемы — в координатной плоскости. Министерство просвещения, издательства и авторы книг ведут диалог сверху вниз, когда, как я полагаю, нужно перенестись в горизонтальную плоскость. Собрать все издательства и строить диалог. Где главный вопрос будет, что нужно для того, чтобы на рынок попадали качественные книги. В той же Украине, которая стоит выше нас по результатам PISA (тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. — Авт.), система выстроена так, что учителя выбирают издательства, которым доверяют», — резюмирует педагог.

Кстати, в 2021 году министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов (на тот момент. — Авт.) на ежегодной августовской конференции заявил, что школьные учителя смогут сами выбирать учебники, которые, на их взгляд, наиболее эффективны. Вопрос в том, а есть ли из чего выбирать, если тот же учебник математики, который систематически переиздается, знает только двух авторов… И никакой конкуренции.

Марина Попова