Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Образование

Ученье – свет, а трудимся в потемках

Образование, являясь важнейшим стратегическим ресурсом, обуславливает развитие человеческого капитала, обеспечивающего конкурентоспособность страны в будущем. Повышение качества образования граждан способствует не только росту экономики, но и решению важных социальных задач, преодолению бедности и становлению демократии. Хорошее качество образования и его доступность формирует один из основополагающих критериев гражданского общества с сильной экономикой — вертикальную мобильность, естественное распределение талантов и способностей

Системой образования охвачена почти треть населения Казахстана: пять миллионов учащихся и более 500 тысяч педагогических работников.

Посмотрим внимательнее на структуру образования в Республике Казахстан.

По данным Бюро национальной статистики (релиз от 15.12.2022), число высших учебных заведений на 2023 год в Казахстане равно 122, в городе Алматы — 42 вуза, столице — 15, Карагандинской области — 9, Шымкенте — 8, Восточно-Казахстанской области — 7, Костанайской — 6, Актюбинской — 6, в остальных областях по 2-4 высших учебных заведения. Из них с государственной формой собственности 23,8 процента, иностранной формой — 1,6, остальные 74,6 процента — с частной формой собственности.

Общая численность студентов составила 575,5 тысячи человек, из них женщины — 53,7 процента. Из общего числа студентов 97,2 процента обучаются по очной, 7,3 — заочной и 2,1 — вечерней форме обучения.

Число принятых студентов в текущем учебном году составило 159,8 тысячи человек, из них женщины — 54,8. Численность студентов в высших учебных заведениях по странам прибытия в 2021 году составила 28 194 человека.

Из общей численности поступивших студентов 65,2 процента принято на базе общего среднего образования, 21 процент — на базе технического и профессионального образования и 13,8 – на базе высшего образования.

Это очень важная цифра: 65,2 процента принято на базе среднего образования.

В развитых странах, к коим Казахстан пока еще нельзя отнести, в высшие учебные заведения поступают только 20-25 процентов выпускников школ, остальные продолжают обучение в производственно-технических заведениях для получения рабочих и других специальностей, для работы в промышленности и строительстве по рабочим специальностям, то есть не все выпускники школ могут получить высшее образование. Такова многолетняя статистика и опыт образования в развитых странах, так было и в Советском Союзе.

В Казахстане рабочих специальностей катастрофически не хватает. Подготовка кадров в этой области сведена к недопустимому минимуму. Поэтому тот же строительный бизнес и промышленность вынуждены принимать гастарбайтеров из других бывших союзных республик, что не улучшает качество работ, а лишь ухудшает и создает дополнительные проблемы, а с экономической точки зрения происходит отток денег в другие республики, что отрицательно влияет на развитие страны.

Численность населения Казахстана в 1989 году, по данным переписи, составляла 16 464 464 человека, на 1 апреля 2023 года она составляет 19 832 737 человек. С 1989 года по настоящий период численность населения увеличилась на 20,4 процента.

В 1989 году в Казахстане насчитывалось 55 высших учебных заведений, на сегодняшний день — 122. Резкое повышение количества вузов потребовало увеличения профессорско-преподавательского состава, а так как хороший преподаватель — штучный экземпляр и его воспитание требует многих лет, то вузы вынуждены брать на работу малоподходящих для этой сферы людей, отсюда резкое снижение качества преподавания. Это показывают цифры: в 2019 году, по международному рейтингу образования, Казахстан занимал 62-е место из 93, а в 2021 году уже 71-е место из 78. Об этом говорит исследование Ranking.kz.

При таком количестве вузов в стране практически нет конкурса. Конкурс на каждое место в вузах советского периода был в несколько раз выше, чем в современных, и в результате контингент там набирался более качественный и способный. Именно с этим обстоятельством в первую очередь связаны жалобы современных преподавателей на резкое падение уровня подготовки абитуриентов и студентов. По сути дела, из неподготовленных для получения высшего образование людей вузы пытаются сделать специалистов. Естественно, ничего хорошего из этого не получается, появляются «специалисты» в общем-то никому не нужные, Они ничего не знают и не умеют, лишь пополняют армию безработных. Для чего это делается и нужно ли это Казахстану?

Это становится понятно из следующих статистических данных: доля студентов, обучающихся в государственных организациях высшего образования, составила 22,1 процента, в частных организациях — 77,2. То есть, как принято сейчас говорить, ничего личного, просто бизнес. С молодых людей, не способных получить высшее образование, просто собрали деньги, продержав их в вузе четыре года, «состригли шерсть» — и все. Но обогатилось ли при этом государство, получив никчемных специалистов для, как раньше говорили, народного хозяйства? Обогатилась ли та молодежь, которая бесцельно провела все эти годы в вузе, потеряв деньги и получив взамен лишь свидетельство об окончании без знаний и навыков? Ответ понятен, пользы от такого образования никакой.

Теперь посмотрим на не менее интересную таблицу.

Доля студентов по специальностям в процентах, на начало учебного года.

Подавляющее число выпускников — это педагоги, бизнесмены, управленцы и юристы — 45,4 процента, в то время как инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли представлены всего 16,8 процента, информационно-коммуникационные технологии — 8,4 процента. Сейчас рынок труда не получает специалистов, соответствующих реалиям рынка.

«В позднюю советскую эпоху на всех уровнях послешкольного образования, которых тогда было три, одновременно обучалось примерно одинаковое число молодежи. Скажем, в том же 1988/89 учебном году в городских и сельских ПТУ Казахстана рабочие профессии осваивали 259 тысяч, в техникумах и приравненных к ним училищах (педагогических, медицинских и т.д.) занимались 269 тысяч, в вузах гранит науки грызли около 277 тысяч юношей и девушек. Тогда как сегодня во всей объединенной системе профессионально-технического образования обучаются 494 тысячи, а в высших учебных заведениях — более 575 тысяч…» — указывается в статье «Вузы в Казахской ССР и в современном Казахстане: в чью пользу сравнение?».

 Как можно строить города, дороги, заводы и фабрики, развивать промышленность, стремиться к тому, чтобы Казахстан стал процветающим высокоразвитым государством, имея такой перекос в образовании?

Опять же, ничего личного, только бизнес. Образование превратилось в бизнес, а в бизнесе, как известно, главное — прибыль, а все остальное не важно.

Говоря о проблемах образования, Президент Касым-Жомарт Токаев на заседании Мажилиса Парламента 11 января сказал: «Это важнейший фактор развития всего общества. Как бы мы ни обеспечивали школы материально, без хороших учителей поднять качество образования невозможно. Поэтому поручаю разработать специальную программу по привлечению лучших педагогов с соответствующим пакетом мер поддержки для регионов, где есть дефицит учителей».

Он поручил открывать больше технических вузов и сосредоточиться на инженерных специальностях. «Пора увлечения гуманитарными специальностями прошла. Приоритет нужно отдать техническим профессиям, предстоит взрастить новое поколение инженеров, промышленников… Для построения новой экономики важно повышение конкурентоспособности вузов».

Женис Байхожа в своей статье «Переизбыток вузов и студентов — главная беда высшего образования в Казахстане. Факультеты ненужных людей» говорит о перекосе в системе образования.

«В начале 2013-го тогдашний министр образования и науки Бакытжан Жумагулов объявил о том, что его ведомство намерено оптимизировать количество вузов. «В ближайшие два года общая их численность сократится примерно до сотни. Это позволит нам выйти на принятый в развитых странах показатель числа вузов по отношению к численности населения, — заявил глава МОН, добавив при этом: — По числу студентов на десять тысяч жителей Казахстан существенно превосходит такие страны, как Германию, Японию, Великобританию, находится на одном уровне с Норвегией, Канадой и уступает только нескольким странам, в том числе России, США».

Однако сегодня, спустя полтора года, и сам Жумагулов уже не руководит ведомством, и о его инициативе мало кто вспоминает. Впрочем, этого можно было ожидать. Как признался сам экс-министр, он сразу же столкнулся с мощным сопротивлением: «За каждым высшим учебным заведением стоит кто-то из Астаны. Такие люди есть среди депутатского корпуса, в правительстве, во всех центральных органах. Они лоббируют, чтобы мы не сокращали эти вузы».

WELAR

Против сокращения, разумеется, выступило и подавляющее большинство самой вузовской общественности — кому хочется лишиться насиженных мест. Много противников оказалось и среди общественных деятелей, особенно из национал-патриотического лагеря. По их мнению, максимальный доступ населения к высшему образованию — это достижение независимости, а любые сокращения и ограничения в данной сфере, мол, будут не в интересах народа. Правда, вопросы, касающиеся качества этого образования и уровня знаний обладателей дипломов, а также их трудоустройства, они стараются замалчивать. Если называть вещи своими именами, то это обычный популизм.

В общем, противодействие оказалось очень сильным, а у власти не хватило политической воли, чтобы реализовать эту инициативу. Так что лоббисты и хозяева вузов, о которых говорил теперь уже бывший министр, выиграли это сражение. Сохранив свои университеты и институты, они могут и дальше набирать столько студентов, сколько им заблагорассудится. Единственное, что их сдерживает — проходной балл по итогам ЕНТ. Но даже он, будучи и без того невысоким, в прошлом году был снижен для платных отделений государственных вузов до 60, а для частных — до 50 баллов (их может набрать даже закоренелый троечник). При этом владельцы учебных заведений не несут никакой ответственности за дальнейшую судьбу выпускников, за их трудоустройство.

Вопрос в том, сможет ли руководство страны решить этот вопрос или все останется как есть, то есть о качестве образования в скором будущем придется забыть, и мы постепенно «догоним» по рейтингу образования самые отсталые страны. Но поскольку образование — основа будущего страны, ставя личные интересы хозяев ненужных вузов выше интересов Казахстана, страна также и по всем другим показателям быстро скатится на последние места.

На сегодня в Казахстане в школах введено ЕНТ, а в вузах — болонская система образования. О недостатках того и другого сказано многое. Болонская система появилась в 1999 году. Одним из ее результатов является следующее: Казахстан вошел в топ-10 стран по экспорту студентов, талантливых, желающих учится и способных в будущем принести немало пользы государству. Но, по-видимому, они больше нужны где-то за границей, чем в Казахстане. Ведь не секрет, что уезжающие студенты в основном не возвращаются обратно, а остаются там в силу известного отставания Казахстана по уровню жизни и т.д.

Исследование показало, что в нашей стране общее количество выезжающих студентов в четыре раза больше въезжающих.

Реформирование образования в Казахстане основано на заимствовании из зарубежного опыта. А в результате получается, что фактически разрушается свое образование и ликвидируется даже то полезное, что уже было когда-то создано. Наверное, следует обратить внимание на то, что основой образования была советская школа, являвшаяся одной из лучших в мире. Учитывая ее достижения, необходимо развивать именно свое образование и выводить его на качественно новый уровень, соответствующий современной действительности.

Кризисная ситуация в образовании в Казахстане существует давно. Слепое подражание и заимствование зарубежного опыта лишь ухудшило положение.

Необходимо интегрировать советскую систему образования времен Казахской ССР в современный период, использовать наилучший мировой опыт с учетом развития компьютеризации и искусственного интеллекта.

Развитие образования должно входить в единую стратегию развития государства как неотъемлемая и важнейшая его часть. Из бизнеса оно должно превратиться в источник высококвалифицированных, грамотных специалистов, необходимых для развития Казахстана.

Алим Тохтабакиев

Фото Талгата Галимова