Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Образование

Спираль прогресса

Вуз — это фундамент, отталкиваясь от которого, дети становятся взрослыми, начинают писать судьбу свою и страны.

В гостях у редакции — Жолдасбек Муслимович Нусенов, академик Казахской национальной академии естественных наук, член-корреспондент Национальной академии наук Вышей школы Казахстана, ректор Каспийского университета, вошедшего в ТОР-6 сильнейших многопрофильных вузов Казахстана. В интервью Жолдасбек Муслимович рассказал на примере Caspian University, как собрать идеальную команду и чего именно не хватает Казахстану, чтобы вывести образование на мировой уровень 

— Жолдасбек Муслимович, Каспийский университет получил очередную награду, и не одну. В чем секрет успеха динамичного роста вуза?

— Успех — это не какая-то разовая инъекция. Он складывается из нескольких параметров или элементов. Оказывают влияние и внешние факторы. Первый элемент заключается в качестве процессов, которые есть в университете. Это качество оценивается по тому, как мы реализуем свои учебные процессы, где сочетаются наука, обучение, администрирование и т.д.

— Кто именно дает указанную вами оценку?

— Оценка идет от Национального рейтингового агентства. В 2014 году мы были на 19-м месте, тогда мы попали в рейтинг впервые. Это достаточно хорошее место с учетом того, что на тот момент в стране насчитывалось около 130 вузов. С того момента мы из года в год показывали положительную динамику. С 19-го места переместились на 17-е, потом на 9-е, каждый год поднимаясь на строчку, в 2023-м добрались до 6-го места в Национальном рейтинге ведущих многопрофильных вузов Казахстана-2023. Это и есть качество процессов, оцениваемое Нацрейтингом.

Еще один элемент — качество продукта. Если у сталеваров качество оценивается прочностью и другими свойствами произведенных металлов, то наш продукт — это выпускник.

— Да. Но как здесь проверить, насколько качественный продукт вы производите? Ведь знания и опыт — ценности не вещественные, их не измерить приборами.

— Самый легкий и верный способ, так скажем, индикатор -трудоустройство выпускника в первые три месяца после окончания университета. Раньше практиковался весьма неказистый подход: чтобы получить на руки диплом, нужно было принести справку, что ты трудоустроился. Найти работу одномоментно, естественно, не получалось. И тогда придумали простой трюк. Предприимчивые выпускники начали обращаться в разные ИП или ТО, где можно было получить справку, не устраиваясь фактически.

Вот и получалось, что отчеты у всех красивые, все якобы трудоустроены. А по факту… Понятно, что в таких условиях сложно было отличить реальное трудоустройство от фиктивного.

— Что изменилось сейчас?

— Последние несколько лет за основу индикации трудоустройства берутся пенсионные отчисления. Тут уже все прозрачно. Если отчисления регулярно поступают, то человек работает, если нет, то любые справки — филькина грамота. Эту работу, рейтингование, проводит Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен». Они собирают все данные, которые и позволяют увидеть реальную прозрачную картину.

По этим показателям мы занимаем одно из первых мест по республике в целом. По отдельным специальностям — исключительно первые места. По некоторым — нет. Дело в том, что не во всех специальностях трудоустройство отражается в отчислениях. Например, переводчики. Они нередко работают уже в процессе обучения, однако доходы эти не отражены, поскольку об открытии ИП задумываются далеко не все. Таких профессий немало. Конечно, со временем они все равно выйдут из тени, ведь для продвижения нужна белая зарплата, однако на вуз такие просадки оказывают свое отрицательное влияние.

— Профессии, которые портят статистику, понятны. А есть те, которые вытягивают ее?

— Да! Академия юриспруденции — школа права «Адилет» — является нашим локомотивом, на который равняются все остальные специальности. Она вытягивает потому, что у нас сформировался очень сильный педагогический костяк. В КОУ преподает Майдан Кунтуарович Сулейменов, который стоял у истоков создания национального законодательства. Несмотря на почтенный возраст, он и сегодня очень активен, все время публикуется и проводит много других работ. Также в числе сильнейших Анатолий Григорьевич Диденко, Куляш Муратовна Ильясова, Роман Анатольевич Подопригора и другие преподаватели. Они-то и дают качество, что называется, «от потребителя». Когда абитуриенты — потребители — сами приходят и подают документы на зачисление — это показатель того, что здесь есть качество.

— Каким вы видите взаимодействие между государством, частными и государственными вузами?

— Вопрос многогранный, но отвечу. Сегодня государство с образовательным заказом девальвирует качество образования, размещая средства приоритетно в государственных вузах с большим размахом. Понятно, они хотят поддержать социально, чтобы у людей был, может быть, больший выбор вузов. Но в результате само качество образования девальвируется. Как бы ни накачивали госнациональные вузы бюджетным финансированием, такой управленец будет оставаться слабым.

Это не только у нас в Казахстане, такая ситуация во всем мире. В Лиге плюща (Ассоциация восьми частных американских университетов, отличающихся высоким качеством образования мирового уровня. – Прим. ред.) нет ни одного государственного вуза. Гарвард, Оксфорд, Йельский, Корнельский университеты и т.д. — все частные. То есть там здоровая конкурентная среда, что и является мощным двигателем роста качества образования. А когда государство вмешивается и начинает конкуренцию размывать финансовыми инъекциями, система начинает проседать. Независимо от того, хотим мы этого или нет, двигателем качества останется частное образование. Будь то высшее, среднее или среднее специальное — качество всегда будет исходить оттуда.

Да, государственный образовательный заказ в этом году у нас размещен. Но эта практика носит лишь эпизодический характер. А ведь чтобы определить приоритетность, достаточно просто посмотреть на достижения студентов.

В прошлом году прошла весьма показательная республиканская предметная олимпиада, на которой провели интересный эксперимент. Комиссия, которая выставляет оценки, не знала, какой студент из какого вуза. Все работы просто были пронумерованы. И так получилось, что все призовые места забрали студенты Каспийского университета. А ведь в ней принимали участие ведущие казахстанские вузы, в которые вливают невероятно большие бюджетные средства. Конечно, результаты вызвали резонанс, но данность такова. От этих фактов никуда не уйдешь, это показатель эффективности.

Я иногда с коллегами из других вузов шучу, говоря, что если вдруг их отрежут от государственных денег, то вуз попросту не сможет существовать. Нужно учиться работать на рынке, не рушить, а создавать здоровую конкуренцию.  Накануне в Алматы был Френсис Фукуяма… Можно много рассуждать на тему либерального строя, но это единственная идеология и формат, которого придерживаются те страны, которые стоят сегодня на верхней ступеньке. А где либерализации очень мало или она полуавторитарная — там ситуация значительно хуже. Такова действительность.

— Вы говорили о трех элементах успеха, но рассказали только о двух. Какой третий?

— Лига потребителей РК публикует рейтинги, которые формируются путем опроса потребителей и сбора данных. По результатам этой работы уже на протяжении восьми лет Каспийскому университету присваивается первое место — это и есть третий показатель.

Повторим, первое — качество процессов, второе — качество продукта (выпускника), третье — качество образовательных услуг, которые путем опроса определяет лига.

Обобщает цикл озвученных выше тезисов заключение Национального бизнес-рейтинга в РК. По итогам рейтинга в текущем году Каспийскому университету был присвоен статус «Лидер KZ 2023». Мы вошли в ТОР-7 по городу Алматы, заняв первое место, также Каспийский попал в ТОР-15 по стране, забрав золото.

Этот показатель говорит о том, что бизнес прозрачен. Мы выплачиваем налоги, показываем результативность и эффективность как бизнес-структура.

Насколько сложно было получить признание на таком уровне и сразу в ряде инстанций?

— Это не итог работы одного человека, а результат кропотливого труда целого коллектива. В первую очередь это качественный преподавательский состав. Если его не будет, то при всем желании показать результат не удастся. В свою очередь удержать его, как показывает мировая практика, позволяет заработная плата. Конечно, нам хвалиться этим показателем тяжело, поскольку говорить, что у нас лучшая оплата по региону и даже городу, пока нельзя. Сильно выросли зарплаты в государственных национальных вузах. Это политика Министерства науки и высшего образования, и она правильная! Но насколько объективно ставить государственный и частный сектор на одни весы? За ними стоит государственный бюджет, который очень трудно догонять. Конечно, для нас это планка, к которой нужно двигаться. Но это отдельная тема, мы отвлеклись.

Помимо качественного педсостава должна быть и комфортная среда. Ведь даже если зарплата будет высокой, но среда очень напряженной, человек не сможет долго работать без ущерба для себя и своей работы. То есть здесь важна корпоративная культура, которая формируется за счет внутренних ценностей и взаимосвязей с коллегами. Важно развивать отношения именно в горизонтальной, а не вертикальной плоскости, как это часто бывает во многих компаниях.

Конечно, текучесть кадров есть и у нас, но она одна из самых низких среди вузов. Где-то переманивают более высокой зарплатой, где-то другими ценностями, но так и не увидев там корпоративной культуры либо столкнувшись с такой, которая не по душе, многие возвращаются обратно.

Конечно, мы пытаемся поднимать оплату труда, но угнаться за текущей инфляцией, которая, по официальным данным, составила 22 процента, у нас не получается.

Здесь важно отметить, что в Каспийском вузе фиксированная стоимость обучения на весь срок с момента поступления. Мы не можем поднять студенту оплату, скажем, на третьем курсе, чтобы восстановить финансовый баланс вуза. Это наша социальная ответственность, слово «общественный» сидит в названии Каспийского.

Также совместно с Нурбанком мы на протяжении многих лет реализуем программу «Путевка в жизнь». В ней даем возможность бесплатно получить высшее образование детям, которые остались без попечения родителей, выросли в детских домах.

— Это большая ответственность и повод для гордости. Как вы думаете, насколько отзывчивы такие выпускники будут в будущем?

— Мы не ждем от них какой-то благодарности, когда они вырастут. Отнюдь. Хотя в мировой практике есть много интересных примеров. Я был в Кембридже и видел состав бюджета этого университета. Что любопытно, в нем на оплату студентов за обучение приходится всего 30 процентов, а оставшиеся 70 приносят наука и инвестиции выпускников, добившихся успеха.

Западные вузы получают очень крупные заказы на ту или иную научную деятельность. Дело в том, что там очень тесная связь между наукой и производством. К сожалению, у нас в этом вопросе очень большой разрыв: наука живет сама по себе, производство тоже обходится без науки. Конечно, мы пытаемся сгладить этот разрыв, насколько это возможно, но пропасть очень большая. Такая ситуация во всех странах СНГ.

Как говорилось выше, солидная часть инвестиций в тех 70 процентах формируется из вложений выпускников, которые достигли успеха. В своих достижениях они видят заслугу альма-матер и таким образом поддерживают вузы, давая новые возможности тем студентам, кто только делает свои первые университетские шаги.

Отмечу, что подобная программа есть и в Каспийском — Caspian dream time (команда Каспийской мечты), она работает на протяжении восьми лет. Мы отбираем в нее очень сильных выпускников школ. Попасть туда очень сложно, удержаться в команде еще сложнее. В комиссии сидят совершенно не ангажированные люди, которые дают исключительно объективную оценку. Даже если студент попал в команду, это не значит, что на этапе отбора он прошел все самое сложное. Отнюдь. Там идет трехъязычное образование, и если кто-то показывает слабый результат, то выбывает. На его место может прийти другой сильный студент, готовый двигаться вперед и развиваться.

Если сравнивать нагрузку Caspian dream time с классической, то она на 30 процентов больше, чем положено по госпрограмме. Для чего это делается? Для того, чтобы у студентов было больше знаний, которые требуются сегодня.

Конечно, для университета эта программа затратная, поскольку студенты обучаются бесплатно. Скорее всего, такой она будет последующие 10 лет. Но! Это инвестиции в авторитет, в будущее.

Завтра, когда студент станет экспертом высшего уровня, он даст нам свое имя. А это непременно будет, ведь студент изначально нацелен на то, чтобы прийти к успеху. Больше никаких задач перед ним не стоит. И когда он станет лучшим в своей сфере, возможно, он скажет спасибо, что добился успехов благодаря команде Каспийской мечты. В перспективе мы поставили цель запустить такие проекты по всем образовательным программам. Когда-нибудь, возможно, этот фонд будет пополняться так же, как это происходит в Кембридже или Гарварде.

— Уверен, так оно и будет!

— Нет, мы не ставим это задачей номер один. Отдача не обязательно должна быть финансовой. Одно его имя, что он выпускник Каспийского университета и добился таких высот — уже это будет работать на нас. Ведь качественный преподаватель — одно, а качественный продукт, который ты выдаешь, — это другое.

— Получается, что достаточно собрать хороший педсостав, создать среду, в которой комфортно работать, и это будет идеальным рецептом «производства» востребованных специалистов?

— Не совсем так. Здесь много аспектов, которые могут играть очень большую роль. Вновь поставлю в сравнение частные и государственные вузы. В частных университетах очень гибкая стратегия и тактика. В свою очередь госвузы очень неповоротливы для интеграции каких-либо новшеств. У них руки связаны забюрократизированностью процессов: сначала рождается идея, потом ее нужно согласовать, дальше — перенести на бумагу, пройти ряд инстанций, согласований и т.д. В свою очередь мы гибкие и можем быстро меняться под новые тенденции.

Лучший пример сегодня — это всплеск популярности искусственного интеллекта. Он на самом деле очень сильно внедряется в жизнь. Мы провели широкомасштабную конференцию по искусственному интеллекту и его влиянию на нашу жизнь — она прошла в июне 2023 года. Результаты удивили! Для той же юриспруденции… Казалось бы, где право, а где технологии?! Однако! Квалифицированный хороший юрист тратит на сравнительный анализ законодательства восемь часов, а искусственный интеллект дает результат за восемь минут. И это касается практически любой отрасли. Роль ИИ будет очень важна. Мы сейчас разрабатываем программу, чтобы она могла работать во всех направлениях, чем госвузы пока гордиться не могут.

— Какую методику обучения используют преподаватели — кнута или пряника?

— Преподаватель — это генератор знаний. Он накапливал знания в течение десятков лет, а отдает за часы в рамках программы обучения студентов. И здесь есть один очень важный момент. Знания — вещь специфическая. Знания не дают, их берут!

Многое зависит от самого студента. Если он не берет их на лекциях, то эти знания для него ничего не значат. Мы учим студентов понимать, что брать знания нужно не потому, что можешь вылететь с курса, а потому, что они нужны в первую очередь тебе самому. Знания не держатся на страхе, они закрепляются на понимании, осознании того, что если он здесь и сейчас получит багаж знаний, сможет применять их долгие годы. Если понимания нет, а есть только страх вылететь с курса, это путь в никуда. Студент должен не просто стремиться получить знания, а ставить перед собой цель, задачу, мечту, к которой нужно двигаться. Тогда будут результаты.

— Мечтать нужно. Но как не замечтаться? Ведь нередко люди, провалившись в свои иллюзии, проживают целую жизнь, так и не предприняв никаких действий, чтобы приблизиться к мечте хотя бы на шаг.

— Радужные мечты — это проблема человечества. Когда ставишь перед собой объективные, реализуемые мечты-цели, движение будет. Конечно, для этого нужно много работать. В первую очередь много читать. Не зря говорят, что те, кто читает книги, будут управлять теми, кто смотрит телевизор. В Каспийском мы даем студентам возможность читать книги, через которые и приходит осознание того, как правильно формировать свои мечты, чтобы они были не какими-нибудь призрачными и заоблачными, а реальными и реализуемыми.

На самом деле, мало значит, где ты находишься сегодня, важно, куда ты идешь! Приведу пример из развития нашего университета. Первая цель была поставлена в 2014 году. Она заключалась в том, чтобы попасть в число топовых университетов страны. Также была прописана миссия, которая заключается в подготовке нового поколения для развития страны. Цель достигнута, и мы движемся дальше.

— Чего не хватает казахстанским вузам?

— Международного опыта. Сейчас жесткие государственные границы отсутствуют. Получив шикарное образование, выпускник может уехать работать за границу. Для казахстанской экономики это и потеря, и приобретение. Ведь, даже находясь за границей, он не теряет связи с родиной. Как высококлассный специалист, выпускник, он будет приводить к нам, показывая всему миру, где куют такие таланты. И потом, многие возвращаются обратно, привозя с собой опыт развитых стран, что также является большим вкладом. Опыт, полученный за рубежом, — это глобальный опыт, то, чего нам не хватает.

Недавно мы провели переговоры с руководством международной программы «Болашак». Сейчас формируется группа коллег, которые готовятся по системе «Болашак» отправиться в топовые зарубежные вузы. Переговоры ведутся, я думаю, они будут успешно завершены.

Многие эксперты признали, что «Болашак» — одна из лучших программ страны. Изначально она была для бакалавров, затем изменили на магистратуру и докторантуру. Почему произошла ротация? Когда программа работала для бакалавриата, это было хорошо, но мультипликативный эффект оказался очень низким. Если поехал взрослый человек, преподаватель, то по возращении он даст полученные знания сотням, тысячам студентов, а когда едет студент, он привозит багаж знаний лишь для себя самого.

После годового обучения за рубежом мы ждем сильного эффекта в разрезе повышения уровня педсостава Каспийского университета. Это будет взрывной эффект.

— То, что такая практика может помочь конкретному вузу, очевидно. А что нужно, чтобы отпала необходимость выезжать за границу, чтобы радикально поменять ситуацию в стране и вывести образование на принципиально новый уровень?

— Ответ лежит на поверхности, но сначала дам еще небольшое вкрапление на тему уровня экспертности в целом и действий Миннауки в частности. В этом году взамен Конституционного совета был образован Конституционный суд РК. В него входит 11 членов. Указом Президента страны профессор Каспийского университета Анатолий Подопригора был назначен судьей Конституционного суда. Он человек науки, номер один в административном поле. Также был образован научно-консультативный совет, из которого девять членов — профессора Каспийского университета. Научно-консультативный совет Верховного суда — восемь членов — профессора Каспийского университета. То есть доверие, а значит, и авторитет Каспийского находятся на высоком уровне. Не считаться с этим нельзя, в том числе и при распределении господдержки.

Теперь к сути вопроса о радикальных переменах. Есть такой гуру менеджмента — профессор Стэнфордского университета Генри Ицковиц. Модель успешного развития описана в его книге «Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство. Инновации в действии». Суть модели в том, что, если университет, бизнес и государство не будут в одной связке, страна развиваться не будет. Причем в этой коллаборации главную роль должен играть именно университет. Как только государство, в лице акиматов и министерств, начнет слушать вузы, а бизнес будет включен в совместную работу, только тогда появится прогресс.

Все страны, которые выбились вперед, двигаются по этой спирали. Если же наоборот — государство стоит выше вуза и раздает приказы там, где порой не компетентно, а бизнес находится вообще в стороне, в таких условиях сохраняющаяся до сих пор пропасть, о которой мы говорили выше, будет непреодолима. Сейчас в Казахстане и других странах СНГ отсутствие такой спирали, такого подхода — ахиллесова пята.

Конечно, в последнее время наблюдается положительная динамика, но впереди еще очень много работы, в первую очередь по сохранению прозрачной конкурентной среды. Я уверен, что руководство на высшем уровне все это понимает и делает соответствующие шаги, направляя образование страны в нужном векторе. Но, как мне кажется, поставленные задачи не всегда поддерживаются или понимаются правильно на уровне исполнителей. Понятно, что путь этот тяжелый, двигаться вверх всегда непросто, но пройти этот этап нужно для того, чтобы процветали страна, наука и предприятия.

Алексей Мальченко

Фото автора