Бурю негодования родителей в Алматы, Караганде и Темиртау вызвала новость от Министерства просвещения РК о переходе школьников на электронные учебники, по которым они начнут учиться с предстоящего учебного года
«На сегодня в стране переведено 94 процента учебников начальных классов, 81 процент учебников 5-9-х классов, 61 процент учебников 10-11-х классов в электронную версию, — уточняет на сайте Минпроса председатель его Комитета среднего образования Каныбек Жумашев. — В 2024 году планируется 100-процентный охват дисциплин цифровыми учебниками».
Мы увидим деградацию
«У меня у ребенка врожденная близорукость, — цитируют СМИ жительницу Темиртау Надежду Каспер. — Она очень плохо видит вдалеке — даже когда сидит на передней парте, она не видит, что пишут на доске. Она смотрит в книжку и читает. В нашем школьном чате 99,9 процента родителей против электронных книг». Каспер вторит Виктория Баур: «Я мать четверых детей. У меня двое старших за время дистанционного обучения потеряли зрение, сейчас у них минус два». «Я против электронных учебников, я только за живую книжку, — говорит Екатерина Цишетская. — Когда были ковид и дистанционное обучение, мой ребенок занимался на компьютере, ноутбуке либо телефоне. За эти два года у моего ребенка упало зрение».
Солидарны с родителями шахтерского региона алматинцы, указывающие, что у современных детей из-за гаджетов и так очень низкий уровень восприятия информации, наблюдаются задержка речи, слабое письмо и чтение, они не умеют критически мыслить. «Это очень опасно не только цифровым аутизмом, но и киберзависимостью, — считает председатель Совета родителей и педагогов Алматы Дина Садердинова. — Это напрямую влияет и на физическое, и на психическое здоровье детей. Внедрение цифрового контента в образовательный процесс можно считать крахом нашей образовательной системы. В случае полной реализации цифровизации в сфере образования мы будем видеть деградацию общества, это точно».
Не услышаны
Чтобы понять, что происходит, перенесемся в осень 2022 года. «Очень много жалоб поступает в связи с тем, что дети вынуждены носить большие и тяжелые рюкзаки с учебниками, — сказал в прошлом сентябре на очередном заседании Высшего совета по реформам Президент Касым-Жомарт Токаев. — Это, несомненно, сказывается на здоровье детей. Поэтому считаю необходимым ускорить перевод учебных материалов в цифровой формат. В общем, речь о максимальной цифровизации всего процесса обучения».
В октябре 2022 года этот президентский посыл обсудили эксперты и общественные активисты в сфере образования. Например, президент Казахстанской лиги экспертов образования Гульнара Абишева напомнила, что не со вчерашнего дня многие родители и специалисты выступают против электронных учебников из-за возможного пагубного влияния на здоровье и психическое состояние детей. По словам Абишевой, большинство детей уже сейчас страдают от информационной зависимости и слишком привязаны к своим гаджетам. Использование планшетов школьниками начальных классов, психика которых еще только формируется, может иметь последствия, которые еще не исследованы, считает Абишева.
«Если говорить о влиянии на здоровье, то в казахстанском сегменте нет исследований, касающихся влияния цифровых учебных материалов на детей разных возрастов, — говорила во время обсуждения координатор алматинского филиала Казахстанского союза родителей Ирина Бородкина. — Такие исследования есть в США, России, но у нас они, кажется, даже не проводились. Инициатива такой цифровизации вызывает вопросы. Проводились ли исследования и кто их проводил — неизвестно. Как это все повлияет на зрение, ведь есть понятие экранного времени, которое регламентируется по возрастам. К примеру, для старшеклассников это время ограничено тремя часами, а ведь надо еще учитывать, что они пользуются гаджетами не только для учебы, но и во время досуга. От министерства нет четких указаний на это, и нас волнует, кто будет разрабатывать такие рекомендации».
По словам Бородкиной, результаты исследования влияния электронных учебников на здоровье подрастающего поколения надо донести до общественности. К примеру, в России публично и подробно разбирали влияние цифроучебников на позвоночник, подвижность образа жизни, утомляемость, вероятность компьютерной зависимости детей. В Казахстане следовало бы научно изучить эти вопросы и не объявлять о нововведениях в приказном порядке, подчеркнула Ирина Бородкина. А пока такие исследования ведутся, можно было бы облегчить школьные рюкзаки за счет двух комплектов учебников — один для дома, другой для школы, предложила Бородкина.
Эти и другие опасения и предложения, прозвучавшие в октябре 2022 года, судя по ударным темпам цифровизации школьных учебников, услышаны не были.
Информация к размышлению
В прошедшем июле ЮНЕСКО заявила о наличии убедительных доказательств того, что чрезмерное использование гаджетов приводит к снижению успеваемости и негативно влияет на психоэмоциональную стабильность детей. В связи с этим ЮНЕСКО призвала к глобальному запрету смартфонов в школах и других учебных заведениях, считая, что это поможет улучшить обучение подрастающего поколения. ЮНЕСКО полагает, что положительное влияние цифровых технологий на результаты обучения можно переоценить, а новое — не всегда лучше.
«Не все изменения представляют собой прогресс, — комментирует призыв ЮНЕСКО его генеральный директор Одри Азуле. — То, что что-то можно сделать, не означает, что это нужно делать. Цифровая революция обладает неизмеримым потенциалом, но так же, как ее следует регулировать в обществе, такое же внимание необходимо уделить тому, как она используется в образовании. Использование цифровых технологий должно быть направлено на улучшение учебного процесса и на благо учащихся и учителей, а не в ущерб им. Держите потребности учеников на первом месте и поддерживайте учителей. Онлайн-сеансы не заменят живого общения».
В начале текущего августа Управление киберпространством Китая (CAC) опубликовало правила защиты от сетевой зависимости детей и юношества. Среди них — требование к китайским производителям мобильных устройств внедрения технологического режима, который не позволит несовершеннолетним выходить в интернет с 22.00 до 06.00. Этот же режим будет ограничивать длительность пользования интернетом: 16-18-летним разрешается до двух часов, 8-15-летним — один час, детям младше восьми лет — не больше 40 минут в день. По истечении указанной продолжительности устройства будут автоматически отключаться до начала следующего суточного цикла. Для детей до 12 лет начнут транслировать образовательные новости и только лицензированный развлекательный контент, для малышей до трехлетнего возраста с 21.00 — колыбельные. Контроль над выполнением правил CAC будет осуществлять выборочными проверками.
Экспресс-анализ
Перечитаем президентский тезис об ускорении цифровизации образования и произведем экспресс-анализ этого посыла.
«Очень много жалоб поступает в связи с тем, что дети вынуждены носить большие и тяжелые рюкзаки с учебниками». 1. «Очень много жалоб» — это сколько в абсолютных и процентных величинах от общего числа родителей школьников и их самих, за какой период, из каких городов и регионов, от кого — учеников или родителей? 2. «Большие и тяжелые» — каков средний дифференцированный вес казахстанского школьного рюкзака в зависимости от того, в какой класс ходит ученик? 3. «Это, несомненно, сказывается на здоровье детей» — как и какой именно вес рюкзака плохо сказывается на здоровье детей: у них ноют, затекают или даже болят плечи, спина, руки, они медленнее ходят, спотыкаются или вообще валятся с ног? 4. «Ускорить перевод учебных материалов в цифровой формат» — каких именно учебных материалов: учебников, пособий, еще чего-то для учеников, а может быть, и для учителей?
(Вопрос в скобках Минпросу: просвещают ли педагоги учеников, какие рюкзаки или, кстати, портфели лучше всего подходят для школы, как их грамотно собирать, а может быть, есть рекомендации родителям?)
Обо всем этом приходится лишь гадать. Вопрос: почему президентское обоснование ускорения цифровизации образования прозвучало в отсутствии глубоких комплексных отечественных исследований с привлечением Минздрава, Национальной академии наук РК и не зависимых от государства специалистов о влиянии «цифры» на подрастающее поколение, а потому получилось поверхностным и лишенным конкретики? Почему ее даже не попытался привнести Премьер-министр Алихан Смаилов, который в начале октября 2022 года лишь механически оформил президентский посыл в поручение Правительства соответствующим ведомствам?
Бездумным и безвольным исполнителем выглядит Минпросвещения. Оно кинулось выполнять поручение со всех ног, не отдавая себе отчета или пренебрегая тем, что сплошная цифровизация образования без капитальной научно-практической и экспериментальной базы содержит и психофизическую угрозу современным, не блещущим здоровьем, школьникам, и предпосылки к дальнейшему ухудшению качества среднего образования, которое и без того не ахти. Такая равнодушная исполнительность оттуда — из «старого» Казахстана.
Именно поэтому затеянное «облегчение школьных рюкзаков» вызывает закономерное и справедливое сопротивление родителей. Они-то осознают, насколько это «облегчение» может катастрофически утяжелить негатив, уже много лет генерируемый отечественной системой образования.
Напоследок напомним отрывок из выступления Касым-Жомарта Токаева на втором заседании Национального курултая 17 июня текущего года в Туркестане: «Нельзя допустить, чтобы смартфон заменил ребенку книгу. По сути, только читающая нация может стать по-настоящему интеллектуальной. Мы должны пробудить у подрастающего поколения интерес к чтению книг. Я понимаю, что это очень сложно, особенно в эпоху социальных сетей. Но нам надо заниматься данным вопросом. Другого пути нет».
Андрей Жданов