Каждый раз 1 сентября чадолюбивые родители казахстанских школяров задаются вопросом: каких новых сюрпризов ждать в новом учебном году от чиновников-просветителей?
Реформирование народного образования, изначально призванное вычистить вредный дух советских школ из душ новых граждан суверенной страны (дабы расчистить им дорогу к достижениям мирового прогресса и благам общества потребления), незаметно обернулось нескончаемым и увлекательным процессом со множеством неизвестных. Каждая новая метла в Минпросе, желая всенепременно увековечить свою скромность в качестве реформатора, вступая в должность, тут же принималась за новые введения, первым делом подправляя и отметая вредоносные достижения предшественников (выметенных на другие госдолжности в связи с провалами своих реформаторских миссий).
За 30 лет независимости казахстанцы вроде бы должны были привыкнуть к перманентному совершенствованию данной сферы. Архиважной как для будущего всего государства, так и для судеб отдельно взятых семей, мечтающих о славных судьбах для своих вступающих в жизнь отпрысков. Должны бы были, да не привыкли. Свой ребенок ведь, как ни крути, всегда останется ближе к телу любого нормального родителя, чем даже тело отдельно взятого министра-реформиста к заветному креслу.
Казалось бы, при таком навязчивом устремлении к совершенству наше образование давно должно было замелькать в верхних строчках мировых рейтингов, привлекая к себе внимание экспертов и зависть пользователей. Не замелькало и не привлекло. Что-то пошло не так? Похоже. И не последнюю роль в этом, как мне кажется, сыграло несоответствие великолепных мечтаний высокосидящих чиновников и реального уровня тех, кто должен воплощать эти мечтания в жизнь «на местах».
Как тут не вспомнить казус с недавним переходом на «трехъязычие»? Согласно проекту, уже нынешние выпускники школ и вузов должны были поголовно стать высокоинтеллектуальными полиглотами. С которыми можно было бы запросто обсудить последние достижения современной биохимии на английском, порассуждать о тонких моментах местной истории на казахском и подискутировать по-русски о сложностях пунктуации в произведениях Льва Толстого.
И где они, те удивительные выпускники?
Надо признать, что народ Казахстана, хорошо знакомый с типовыми методами реализации планов в государстве, с самого начала сильно сомневался в реалистичности красивой задумки. Ведь для того, чтобы воспитать поколение образованных по-новому выпускников, нужно поколение еще более образованных учителей. Ну не пойдут же в самом деле учительствовать в аульные школы гордые болашаковцы, окончившие престижные заморские вузы?.. А кто пойдет?
Можно представить себе историка, увлекательно преподающего свой предмет по-казахски, или литератора, прекрасно владеющего русским. Но вот вообразить реально трехъязычную училку младших классов так же трудно, как и грамотного преподавателя химии и биологии, владеющего в совершенстве не только разговорным, но и специальным английским. Проблема кадров, как обычно, решала все.
Однако никто и не предполагал массово завозить в РК каких-то «носителей языка» из англоговорящих стран Глобального Юга. Рецепт успеха новой задумки, судя по всему, изначально виделся в изыскании неких внутренних резервов. В скором времени в подтверждение стали поступать ожидаемые «вести с полей» о том, что учителей и преподавателей начали массово принуждать к скорейшему изучению английского. Для этого повсеместно и спешно организовывались ускоренные курсы молодого бойца.
Партия сказала: «Надо!», педсовет ответил: «Есть!». И процесс пошел. Ведь преподаватели (а особенно школьные) — самые бесправные и безотказные работники, для которых угроза потерять «часы» в случае несогласия так же реальна, как и потеря самой работы. А остаться без работы им с их образованием означает потерять все. Где и кому они еще нужны? Потому учителя безропотны. Скажут сдать деньги на именины хорошего человека из районо, сдадут. Скомандуют идти на выборы и голосовать «за», пойдут и проголосуют. Велят «учиться», станут «учиться». Потребуют «учить», будут «учить». Любую науку, на любом языке. Хоть на китайском.
…Когда преобразования не заканчиваются, это настраивает на мысль, что никто не представляет толком, что вообще-то следует делать. Согласитесь — не станете же вы ежегодно ремонтировать дом, который был построен профессионалами по внятному проекту под надзором архитектора с соблюдением всех стандартов из качественных материалов. От добра добра не ищут. И когда что-то не получалось ранее, разве может быть уверенность в том, что все выйдет в очередной раз?
Что выходит из всей этой беспрерывной реформаторской чехарды системы образования — показывает будущее. А будущее — это, как известно, наши дети.
Мнение Андрея Михайлова