В начале 2021 года Дайана Рэвич в статье «Что надо знать о стандартизированном тестировании», опубликованной в «Вашингтон пост», уже не критикует, а буквально несет по кочкам и размазывает по стенке как тестирование, так и американскую систему школьного образования в целом. В том числе инициативы в этой сфере, выдвинутые или поддержанные всеми президентами США от Рональда Рейгана
Тесты и справедливость несовместимы
«Тесты являются благом только для испытательных корпораций, они очень много на этом зарабатывают, — пишет Рэвич. — Для учителей и учеников они не представляют никакой ценности. Если вы родитель, то ничего не узнаете из результатов теста вашего ребенка. На самом деле вас не волнует, какое место он или она занимает по сравнению с другими детьми их возраста в вашем или другом штате. Вы хотите знать, справляется ли сын или дочь со своими заданиями, участвует ли в занятиях, понимает ли эту работу, с энтузиазмом ли относится к школе, как ладит со своими сверстниками. Стандартизированные тесты не ответят ни на один из этих вопросов. Их результаты сильно коррелируют с доходом семьи и образованием. Школьники и студенты из обеспеченных семей получают самые высокие баллы. Выходцы из бедных — самые низкие. Это относится к каждому стандартизированному тесту — будь то государственный, национальный, международный, SAT или ACT. Иногда дети из бедных семей получают высокие баллы, а дети из богатых — низкие, но они — исключение. Стандартизированные тесты предоставляют привилегии тем, кто уже находится в благоприятном положении, и стигматизируют тех, у кого их меньше всего. По самой своей природе тесты не являются и никогда не будут средством обеспечения справедливости».
Еще одной госорганизацией, оценивающей качество американского образования, является NAEP (The National Assessment of Educational Progress — «Национальная оценка прогресса учащихся»). Каждые год-два она проводит общенациональную проверку. В 2022 году ей было подвергнуто 450 тысяч учеников четвертых и восьмых классов по чтению и математике во всех штатах. Усредненный результат по стране: выдержали испытание 26 — 36 процентов школьников. Особенно опозорился город Балтимор в штате Мэриленд. Там 150 школ. В 21 из них тест по математике прошли лишь один-два ученика. В 20 этот тест завалили все четвероклассники и восьмиклассники.
«Глаза того не зрят, чего не видит разум. Чем ум твой овладел, то и увидишь глазом», — Мирза Абд аль-Кадир Бедиль, индо-персидский поэт (1644 — 1722).
Дайана Рэвич 1 июля этого года в своем интернет-блоге приводит очередную выборку вопросов и ответов из стандартизированных весенних студенческих тестов, а также из полицейского теста на знание правил дорожного движения. В первом случае готовых ответов не было, следовало шевелить мозгами самому. Во втором предлагалось выбрать правильный ответ из нескольких вариантов.
Из письменных студенческих тестов:
- Вопрос: где расположена столица США? Ответ: где арестовали моего отца и его друзей.
- Вопрос: что означают символы на американском флаге? Ответ: звезды — это 50 штатов, полосы — 13 первоначальных колоний, а череп представляет Карателя.
- Вопрос: сколько на Земле континентов? Ответ: только вроде полутора. А это имеет значение?
- Вопрос: если у Бена 25 игрушечных машинок и он 12 отдаст Джиму, сколько у Бена останется? Ответ: Бен! Никогда не отдавай свои игрушки!
- Вопрос: кто вел Вторую мировую войну? Ответ: хорошие люди с обеих сторон.
- Вопрос: кого освободила Прокламация об освобождении? Ответ: мой папа говорит, что это плохой вопрос, потому что все эти рабы на самом деле счастливы были, что белые люди их цивилизовали.
- Вопрос: почему Махатма Ганди объявлял голодовку? Ответ: ему надоело, что над ним издеваются в интернете.
- Вопрос: если во время заплыва на 100 метров на спине Саманта будет плыть со скоростью 1,34 метра в секунду, а Меган — 1,62 метра, то сколько времени Меган выиграет на финише у Саманты? Ответ: гениталии Меган надо сначала проверить, чтобы убедиться, что она не трансгендер.
А вот избранные места из полицейского теста, который проходили американцы самых разных возрастов:
- Вопрос: что означает красный свет? Ответ: сидите неподвижно в своей машине, думая о том, что вы тратите свое конечное существование на этой Земле в ожидании в пробке.
- Вопрос: что важно делать при вождении в ночное время? Ответ: включите музыку, жмите на газ и отпустите все свои проблемы.
- Вопрос: если ваш указатель поворота не работает, что вы должны сделать, чтобы показать, что поворачиваете? Ответ: вопрос с подвохом. Ожидается, что без указателя поворота вы будете вечно ехать прямо.
- Вопрос: какие шаги вы должны предпринять, прежде чем сменить полосу движения? Ответ: спросить себя, почему вы действительно хотите сменить полосу движения. Вы действительно думаете, что слияние с новой полосой сделает вас счастливым? Почему вы не можете просто научиться быть счастливым с той дорожкой, которая у вас есть?
- Вопрос: при парковке автомобиля лицом в гору с бордюром вы должны направить передние колеса на… Ответ: на восток в сторону Каабы в Мекке.
- Вопрос: на что указывают мигающие красные огни на школьном автобусе? Ответ: эти огни предупреждают всех педофилов, проезжающих мимо, о том, что ребенок покидает безопасный школьный автобус, чтобы идти домой одному.
- Вопрос: что следует сделать, если вас обгоняет и приказывает остановиться автомобиль полиции? Ответ: притормозить, выбросить свой тайник, раздуть дым из окна и сказать спутникам, чтобы они были крутыми.
- Вопрос: что делать, проезжая мимо дорожно-транспортного происшествия? Ответ: притормозить, чтобы всмотреться в ужасающее зрелище крови и разрушений, чтобы удовлетворить свой аппетит к жуткому.
Пробуя этот гремучий коктейль из невежества и хайпа, невольно вспоминаешь оскароносный фильм классика американского кинематографа Стэнли Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» 1963 года — язвительную сатиру на американскую алчность и забвение морали в погоне за золотым тельцом. Будь Крамер жив, он вполне мог бы снять продолжение, добавив в название картины всего одну букву — «Этот бездумный, бездумный, бездумный, бездумный мир».
Между тем все больше высших учебных заведений США объявляют, что при наборе студентов прекращают принимать во внимание результаты школьных тестов. Первым в 2020 году это сделал Гарвард, возглавляющий пятерку лучших вузов мира. За ним последовали и другие. По сообщениям американских СМИ, к осени этого года до 80 процентов лучших вузов страны будут оценивать знания абитуриентов только самостоятельно.
Ищи, кому выгодно
Как учили в древности, при неблагоприятном развитии ситуации, а именно таков сегодня тренд в некогда высококачественном западном образовании, ищи, кому это выгодно. Кому же выгодно общее снижение качества школьной учебы в США и на Западе в целом за исключением маленькой по населению (5,6 миллиона человек), но упорно гнущей свою безтестовую линию Финляндии? Конечно, не Штатам и другим западным государствам и народам. Тогда кому?
Выгодно это представителям беспрецедентного в истории явления, которое в новейшей научной литературе получило название надзорный, следящий или шпионящий капитализм. Его без малого десять лет изучала профессор Гарварда Шошана Зубофф, обобщившая свои наблюдения и выводы в опубликованной в 2019 году на английском языке книге «Эпоха надзорного капитализма. Битва за человеческое будущее на новых рубежах власти», вышедшей на русском языке в прошлом году. Полный текст этой монографии есть в сети, его можно прочитать бесплатно.
«Человек — дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники», — Абай.
Ядро надзорного капитализма — проамериканская, но уже транснациональная большая пятерка: высокотехнологичные монстры Google, Meta, Microsoft, Apple, Amazon. Умело играя на тревогах и угрозах мира, они обещают за счет наращивания внедрения все новых информационных технологий чуть ли не рай земной. И дело не в технологиях, в которых как таковых нет ничего дурного, а в том, как и для чего они используются. Используются они, как доказывает Зубофф, самым беспардонным образом, включая воровство не только миллиардов персональных данных, но и всего человеческого опыта в целях его превращения в бесплатное сырье, управления нашим поведением и даже его автоматизации в коммерческих целях. Достаточно сказать, что одно из восьми определений Зубофф надзорного капитализма — движение, которое стремится навязать новый мировой порядок, основанный на полной предсказуемости.
А кем легче всего манипулировать, кто предсказуем как слабительное? Правильно, человек малообразованный, не способный дня прожить без шпионящего за ним смартфона, не более чем ходячий желудок — именно такого тупицу легко оболванивать, над чем скрытно, но усиленно трудятся надзорные капиталисты для достижения надгосударственной глобальной власти.
Не надо быть специалистом в образовании, чтобы обратить внимание на парадокс. Несмотря на евразийское географическое положение, Казахстан — это прежде всего восточная, азиатская страна. По традициям, культуре, менталитету, национальному составу и преобладающей религии. Но практически с самого начала реформирования своего образования республика взяла курс на его западные образчики, в том числе тестирование. И это при том, что Великая степь имела целую плеяду собственных выдающихся просветителей и педагогов в лице Ибрая Алтынсарина, Ахмета Байтурсынова, Абая Кунанбаева, Магжана Жумабаева, Мухтара Ауэзова, Абикея Сатпаева, Мусы Шорманова, Рафики Нуртазиной и многих других талантов.
В этом году исполняется 95 лет высшему образованию в Казахстане, а в 2024-м — 20 лет ЕНТ. Обе даты — хороший повод для углубленного анализа и критического переосмысления, насколько оправдан западный вектор в казахстанском образовании с учетом стремительно меняющихся реалий. В том числе — надо ли цепляться за несовместимое со справедливостью западническое тестирование в устремлении к Справедливому Казахстану. Не пора ли возвращаться и в образовании к истокам — на Восток?
Андрей Жданов