В Казахстане решили пересмотреть и расширить минимальные стандарты качества жизни не только в селах, но и в городах. В очередной раз. Получится ли?
Для чего нужна система региональных стандартов? Для госорганов это общий знаменатель, стандарт, на который должны ориентироваться чиновники, когда разрабатывают программы развития и распределяют бюджет.
Стратегическая цель — сделать так, чтобы в каждом ауле люди жили в нормальных бытовых условиях. Например, не ходили с флягами за водой, не взбирались на холмы в надежде поймать сигнал сотовой связи, детям в школах не сыпалась на голову штукатурка, а ближайшая аптека располагалась ближе, чем в 200 километрах.
Поэтому, как заявили в Министерстве национальной экономики, чиновники решили в очередной раз озаботиться пересмотром данной системы, уделив более целенаправленное внимание обеспеченности населенных пунктов социальными объектами и услугами. Для этого в целях повышения качества жизни в регионах и уменьшения оттока населения из небольших сел и городов в мегаполисы и областные центры в систему было внесено несколько существенных изменений.
Во-первых, увеличен перечень учреждений и услуг, которые обязательно должны быть в каждом селе и городе. Во-вторых, изменены сами критерии оценки качества жизни. Таким образом, теперь будет важно не только наличие тех или иных объектов, но и их техническое состояние. Например, если в селе есть школа, но в ней давно не было ремонта и она в аварийном состоянии, населенный пункт не получит высокой оценки по этой системе стандартов.
При этом, согласно данным МНЭ РК, для каждого типа населенного пункта будет разработан свой список основных стандартов. Так, в селах нужно будет соблюдать необходимый для нормальной жизни минимум из 20 социальных объектов и услуг: обязательно должны быть детсады, школы или подвоз к ним, больничные пункты, почтовые отделения, культурно-досуговые комплексы.
Сельчане имеют право на нормальные дороги внутри поселков, водоснабжение, широкополосный доступ в интернет, сотовую связь. Плюс в опорных селах и центрах сельских округов этот список будет дополнен центрами поддержки предпринимателей, ветеринарными пунктами, зонами самообслуживания для получения государственных услуг и т. д.
Что же касается городов республиканского и областного значения, то в них должна быть минимум 41 единица обязательных объектов и услуг. Кроме школ, больниц, аэропортов, аптек в каждом областном центре и мегаполисе должно быть предусмотрено наличие мусороперерабатывающего комплекса, контейнеров для раздельного сбора твердых бытовых отходов, зоологических и ботанических парков, центров специальных социальных услуг.
Между тем, напомним, предыдущая система региональных стандартов была разработана четыре года назад. Согласно ее нормам, средний уровень обеспеченности благами цивилизации в городах и селах РК в предыдущие пару лет составлял в лучшем случае всего 64 процента. А после переоценки этот показатель и вовсе упал до 55 процентов. Да и то это был усредненный показатель уровня обеспеченности всех городских и сельских населенных пунктов всех регионов. Тогда как на самом деле между городами и селами оказалась, как и следовало ожидать, большая пропасть в плане благоустройства и социальных благ. Причем региональные диспропорции качества жизни были заметны в каждой области практически, а не только на бумаге.
Так, самая большая разница между условиями жизни в городе и селе наблюдалась в Восточно-Казахстанской, Атырауской и Улытауской областях.
При этом любопытно, что в Актюбинской области жители сел были обеспечены социальными благами лучше, чем жители городов.
— В данном регионе есть несколько городов, в которых численность населения не достигает даже трех тысяч. Например, такие населенные пункты, как Темир или Жем. Но эти города, которые фактически являются селами, свои городские стандарты не выдерживают. Другой немаловажный фактор — жизнь в аулах западных регионов в некоторых аспектах действительно лучше обустроена, чем, например, на востоке или севере. Взять хотя бы фактор газификации, который решает сразу несколько коммунальных проблем — и отопления, и горячего водоснабжения, и экономии электроэнергии при приготовлении пищи, — пояснил глава МНЭ Алибек Куантыров.
На фоне этого удивительно низкими среди городов выглядят показатели Астаны, где обеспеченность обязательными услугами и социальными объектами не превышает 75 процентов. И дело тут не только в расширенном перечне стандартов для мегаполисов. Столица, несмотря на свой высокий статус, до сих пор имеет много инфраструктурных проблем, не решаемых годами и связанных в числе прочего с неконтролируемой урбанизацией. Взять хотя бы дефицит воды, который доставляет так много неудобств столичным жителям.
В заключение отметим, что на сегодня уровень обеспеченности населенных пунктов централизованным газоснабжением в РК в среднем составляет всего 32 процента, системой водоотведения — 50 процентов, центральным теплоснабжением — 48 процентов. Далека от идеала и ситуация с транспортной инфраструктурой, при которой обеспеченность внутригородскими дорогами и дорогами внутри поселков находится на уровне всего 75 процентов, а дорожным освещением — едва дотягивает до 44 процентов.
Ольга Шишанова