Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Неделя власти

Черноморский гамбит

Ситуация на Черном море, откуда танкерами экспортируется казахстанская нефть, обостряется. Тем временем через черноморские порты РФ экспортируется более 80 процентов всего нефтяного экспорта

 WELAR

Нефть — наше все!

Доказывать верность этого утверждения вряд ли стоит, так как каждый казахстанец знает, что черное золото, добываемое в недрах нашей страны, является главной статьей дохода республиканской казны. С момента обретения независимости, вот уже более 30 лет, нефть была и остается основной опорой экономики.

Делая акцент на развитие нефтянки, власти Казахстана рассчитывали, что именно она станет локомотивом отечественной экономики, потянув за собой другие отрасли. Диверсификация и производство товаров более высокого передела и более высокой стоимости пока у нас в процессе становления. А потому любые вызовы в нынешней геополитической обстановке, связанные с транспортировкой главного экспортного товара РК на мировые рынки, — это всегда некий стресс для властей республики. Львиная доля доходов бюджета, а значит, и реализация планов, проектов, в том числе социальных, все еще находится в прямой зависимости от продажи нефти.

Достаточно вспомнить, как за последние два года несколько случаев остановок поставок сырья по системе КТК (трубопровод, проходящий по территории России от западноказахстанских месторождений до черноморского порта в Новороссийске) заставили поволноваться не только нефтяные компании, но и Акорду. А волноваться есть о чем: 70 процентов от годового объема нефти в Казахстане уходит на мировые рынки по системе КТК. Тут все заинтересованные стороны (не только владельцы нефти, но и покупатели, в основном страны ЕС. — Прим. автора) сразу же вспомнили о диверсификации маршрутов, в числе которых акцент теперь делается на расширение мощностей Транскаспийского маршрута.

Цепная реакция

Несмотря на то, что в этом году руководство КТК пообещало принять все меры для обеспечения бесперебойного транзита нефти по своей системе трубопроводов, возник новый вызов. Речь идет о дальнейшей доставке добываемой в Казахстане нефти с российского порта Новороссийск на Черном море до конечного покупателя.

В Минобороны РФ 19 июля этого года объявили, что будут воспринимать любые суда в Черном море как потенциальных перевозчиков военных грузов, а страны их флагов — как участников войны на стороне Украины. Это произошло спустя два дня после того, как Россия официально объявила о прекращении своего участия в «зерновой сделке» с Турцией и ООН, согласно которой сельскохозяйственным грузам из Украины обеспечивался безопасный коридор.

В ответ Украина ввела новый режим защиты территории Черного моря, являющийся зеркальным ответом на решение России о возможной атаке следующих в Украину судов. Так, в официальном сообщении, размещенном на сайте Министерства обороны Украины, говорится, что с 00.00 21 июля 2023 года все суда, следующие в акватории Черного моря в направлении морских портов Российской Федерации и украинских морских портов, находящихся на «временно оккупированной Россией территории Украины», могут рассматриваться последней как перевозящие грузы военного назначения со всеми соответствующими рисками.

Цыплят по осени считают

Возникает вполне резонный вопрос: каковы риски для казахстанской нефти в случае нового обострения между участниками конфликта?

«Любое обострение противостояния вызывает тревогу и озабоченность у всех стран, чьи интересы страдают в ходе данного конфликта. Казахстан не исключение. Но и драматизировать не стоит», — заявил эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Нурлан Жумагулов, отвечая на вопросы корреспондента «НП».

По его словам, одной из причин принятия РФ такого решения стал удар по Керченскому мосту.

«Ряд военных экспертов высказал сразу же после случившегося предположение, что удар был нанесен с судна, которое приблизилось максимально близко к мосту. Но пока точного определения нет. Есть версии, что повреждение было нанесено с помощью дронов либо ракетного обстрела», — сказал собеседник.

Что касается угрозы для поставок нефти из Казахстана на судах, выходящих из порта Новороссийск, то пока нет поводов для большого беспокойства, заметил Жумагулов.

«Из Новороссийска танкеры, груженые нефтью, идут через Босфор, то есть минуя опасные зоны на Черном море. Пока все идет по касательной для наших поставок. Однако ситуация не исключает риски, которые могут возникнуть в ходе любой войны, поэтому в последнее время заметно подскочила стоимость страховки грузов, о чем ранее уже сообщало агентство REUTERS», — подчеркнул казахстанский эксперт.

По его мнению, обострение ситуации на Черном море и выход России из зерновой сделки привели также к росту мировых цен на зерно.

«Такой расклад осенью нынешнего года после сбора урожая может стать выгодным для казахстанских зерновиков. Эксперты ожидают роста цен на казахстанское зерно, которое экспортируется в соседний Китай», — отметил он.

Традиционно каждый год после удачных сделок казахстанские зерновики вкладывают свою прибыль, скупая недвижимость в основном в столице. А это значит, что предстоящей осенью нам следует ожидать роста цен на зерно, муку, хлеб и… жилье.

Кульпаш Конырова