Министерство здравоохранения РК разработало проект приказа, направленный на укрупнение действующих медицинских организаций. Согласно ему, «новые нормы, разработанные для оказания медицинских услуг в рамках одной организации, фактически могут лишить казахстанцев права на квалифицированную медицинскую помощь в шаговой доступности», поскольку укрупнение медицинских организаций может привести к тому, что «небольшие врачебные амбулатории и центры первичной медико-социальной помощи просто исчезнут. И, соответственно, нарушится принцип «врач у дома». Так ли это?
Дело в том, что данный приказ устанавливает минимальное количество прикрепленного к новым организациям первичной медико-санитарной помощи населения в размере не менее 10 тысяч человек для допуска к закупу услуг в рамках гарантированного объема медпомощи и обязательного социального медицинского страхования. Также обязательным станет наличие прикрепленного населения для допуска к закупу услуг дневных станционеров и определения предела объема консультативно-диагностических услуг, передаваемых организациями первичной медико-социальной помощи на соисполнение. Причем для районов это будет 60 процентов от общей суммы договора, для городов — 50, для областей — 30 процентов.
Однако учредители частных медицинских центров республики оказались не согласны с установлением порога в 10 тысяч человек прикрепленного к новым организациям ПМСП населения для допуска к закупу услуг и попросили чиновников объяснить, откуда взялась эта цифра.
— У нас в Аркалыке проживают всего 25 тысяч человек. К нашей клинике прикреплено около 5 тысяч. И нам невозможно прикрепить 10 тысяч даже поэтапно, даже если на это дадут два-три года. Думаю, что такими нормами в моногородах будет только загублен частный медицинский сектор. Так, мы рассматривали город Есиль в Акмолинской области для открытия ПМСП, но там проживает всего восемь тысяч человек. Получается, что, согласно новым требованиям Минздрава, новые ПМСП там открыться не смогут, а действующие не смогут прикрепить 10 тысяч населения. Получается, что в моногороде с восемью тысячами населения не будет ПМСП? Как тогда население будет получать амбулаторную помощь? Почему при расчетах не предусмотрели моногорода? Почему всех поставили в общий круг? — спрашивает учредитель одного из медицинских центров Сабит Абдикадирулы.
В свою очередь, исполнительный директор национальной ассоциации Primary Health Care Инна Стратулат заявила, что «нововведение приведет к укрупнению и расширению действующих организаций ПМСП. А результатом нововведений станет разрушение действующей инфраструктуры здравоохранения, так как исчезнут врачебные амбулатории и небольшие центры ПМСП».
Она также добавила, что укрупнение медицинских организаций потребует создания дополнительных мощностей, финансовых и кадровых ресурсов. Однако сегодня этого, по ее мнению, «не позволяют ни финансовые возможности поставщиков, ни имеющиеся площади».
Кроме того, был поднят вопрос установления обязательного наличия прикрепленного населения для допуска к закупу услуг дневных стационаров в рамках ГОБМП и ОСМС.
— Эта норма обязывает пациента получать медицинские услуги независимо от желания, предоставляемого качества и доступности только по месту прикрепления, что создает препятствия для развития частного бизнеса в сфере медицины и значительно затрудняет доступность стационарно замещающей помощи. Так как теперь дневные стационары будут зависеть от организаций первичной медико-санитарной помощи, которые, несмотря на повышенную загруженность и дефицит койко-мест, не заинтересованы выдавать направления пациентам в сторонние дневные стационары в целях защиты своих финансовых интересов, — подчеркнули в НПП «Атамекен».
Таким образом, согласно новому проекту правил закупа, дневные стационары без прикрепленного населения просто выпадут из системы ГОБМП/ОСМС, а это около 240 медицинских организаций.
— И это опять будет дополнительная финансовая нагрузка на организации ПМСП, так как они будут вынуждены организовывать дневные стационары у себя для обеспечения помощью своего прикрепленного населения. Итогом предлагаемых нововведений Минздрава РК и Фонда социального медицинского страхования станет снижение доступности медицинской помощи, ограничение конкуренции и невозможность сохранения принципа «врач у дома», — озвучила свое мнение директор департамента медицинских услуг НПП «Атамекен» Назгуль Кабдрахманова.
Что касается Фонда социального медицинского страхования, там в ответ заявили, что «рассмотрят предложения бизнеса, но с точки зрения развития медицины».
— Фонд медицинского страхования — это не институт развития бизнеса. Данный фонд — это развитие медицины в стране. Фонд не будет сидеть и думать, какие расходы понесет предприниматель. Мы работаем на развитие здравоохранения. Вот с этой точки зрения и необходимо рассматривать выдвинутые предложения, — заключил заместитель председателя правления НАО «Фонд социального медицинского страхования» Айдар Нуралиев.
Но вот что странно — никто из спикеров даже не подумал, насколько удобно и комфортно будет пациентам. Каким образом все эти нововведения, в том числе и «битва за кошелек пациента», отразятся на простых казахстанцах, ради которых, по большому счету, и должны предприниматься все эти попытки улучшить систему здравоохранения в стране. К сожалению, пока ничего конкретного и действительно полезного ни сказано, ни сделано не было. И казахстанцам, когда дело касается их здоровья, по-прежнему приходится выживать по перефразированной поговорке: спасение болеющих — дело рук самих болеющих…
Ольга Шишанова