Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Люди

Тренажерный кавардак

Выступая на очередном заседании Правительства, где речь шла о внедрении и популяризации массового спорта в республике, глава Кабмина Алихан Смаилов заявил, что «…акиматам регионов нужно обратить особое внимание на обустройство парковых зон, улиц, набережных и дворовых территорий уличными тренажерами, спортивными площадками». Вот только казахстанцы, и горожане особенно, не всегда и не везде рады подобным нововведениям

Местные власти, с усердием выполняя указания Правительства, в очередной раз не вникнув ни в суть проблемы, ни в важность поставленной задачи, как всегда, поспешили отчитаться о проделанной работе. Декларируя при этом в общем-то правильные лозунги, например, «Спорт и активный образ жизни не только являются залогом физического здоровья нации, но и раскрывают таланты и способности каждого человека». Или «Это важно для воспитания молодого поколения», или «Нам необходимо обеспечивать широкий доступ для всех категорий населения к спортивным объектам и сооружениям».

В итоге, согласно заявлению Министра культуры и спорта РК Асхата Оралова, в Казахстане, оказывается, «более 258 тысяч детей и подростков занимаются спортом в более чем 800 детско-юношеских клубах физической подготовки». Кроме того, «в 2022/23 учебном году по программе дополнительного образования в школах функционировало более 49 тысяч спортивных секций, в которых занимались около 1,3 миллиона детей и подростков». И, наконец, «в более чем пяти тысячах спортивных кружков, работающих в рамках государственного спортивного заказа, занимаются более 190 тысяч детей и подростков».

Цифры, прямо скажем, впечатляют и вполне подходят для отчета, однако, если почитать многочисленные заявления родителей в социальных сетях, да и просто сообщения коллег из СМИ, окажется, что все далеко не столь радужно, как в очередной раз представляют чиновники. Особенно это касается системы так называемого государственного спортивного заказа.

Во-первых, работа кружков и секций, которые должны были начать действовать на бесплатной основе с мая 2021 года, постепенно сошла на нет. Причина банальна — по словам чиновников, ответственных за внедрение проекта, «закончилось финансирование». Во всяком случае, подобная информация поступала в прошлом году из Алматинской и Акмолинской областей.

Более того, выяснилось, что часто «деньги просто расхищались». А не далее как в конце мая текущего года акимат Алматы и вовсе заявил о подготовке проекта постановления «Об установлении цен на услуги, оказываемые государственными предприятиями дошкольного воспитания и обучения города Алматы». Согласно планируемому постановлению, расценки на занятия в кружках и секциях города должны будут быть от трех тысяч тенге и выше за несколько занятий в месяц.

Также удивляет своей непроработанностью поручение акиматам регионов обратить особое внимание на обустройство парковых зон, улиц, набережных и дворовых территорий уличными тренажерами, спортивными площадками.

Поручение, преследующее вроде бы благие цели, действительно представляется малоподготовленным. И если к размещению спортплощадок в парковых зонах и на набережных особенных вопросов нет, то к обустройству дворовых территорий, а равно и качеству тренажеров, этих вопросов немало.

Во-первых, к подобному обустройству привлекают непонятно откуда появившиеся и каким образом выигравшие тендер компании, которые тут же исчезают с горизонта, стоит обратиться к ним с официальным запросом — во сколько обходится бюджету установка одного тренажера в городе.

Во-вторых, финансирование, как следует из открытых источников в сети, может порой достигать астрономических сумм едва ли не в семь миллионов тенге за как бы оборудованный двор с несколькими тренажерами, футбольным полем, и парой-тройкой детских качелей и горок, которые имеют естественное свойство периодически ломаться. Соответственно, на их починку или установку новых тренажеров потребуются, и уже сегодня требуются, деньги.

Но главное — то, что задумывалось сделать «ради здоровья нации», на самом деле таковым не только не является, но и служит явно противоположным целям.

Так, подобные тренажеры часто просто лепятся в городах, и в Астане в частности, на любое мало-мальски свободное место. Причем тем, кто их устанавливает, судя по всему, совершенно без разницы, будет футбольное поле под окнами домов или закроет проезд во двор. В Астане такую неприглядную картину можно наблюдать сплошь и рядом. К тому же присутствует постоянный, непрекращающийся шум — даже ночью. Естественно, все это сказывается на усиленной работе городских спецслужб, а именно — полиции и скорой помощи, потому как во много раз учащаются вызовы по статье «Нарушение режима тишины».

— За выходные дни — с вечера пятницы до вечера воскресенья — на «102» поступило 880 звонков по категории «нарушение тишины». Причем больше всего таких звонков поступает по району Алматы. К примеру, только за сегодняшнюю ночь по району Алматы поступило 140 вызовов по «нарушению тишины». Это очень много, — ответили в ДВД столицы на запрос «НП».

Безусловно, привлечение детей и подростков к занятиям физкультурой и спортом — дело архиважное и нужное, одно из главных. В том числе через свободный доступ к уличным тренажерам и спортплощадкам. Но, может быть, это нужно делать системно, при архитектурном планировании жилых комплексов? И уж тем более это обустройство должно делаться профессионально, с возможностью открытого контроля.

Вряд ли глава государства имел в виду различные негативные проявления, говоря о том, что «важнейшее значение имеет популяризация здорового образа жизни и развитие массового спорта. Особенно необходимо создать условия для занятия спортом детей. Все это позволит улучшить здоровье населения».

Однако, зачастую получается, что главной целью является неизбывное желание чиновников бодро отрапортовать о выполнении поручения руководства, в данном случае о том, что «занимающихся спортом людей у нас становится все больше и больше». Не становится.

Стоило бы в таком случае озаботиться не только созданием новых площадок и стадионов, но и реконструкцией старых. Потому как, например, в той же Астане много лет идет нескончаемый спор о сносе или все-таки реконструкции старейшего стадиона столицы, который расположен практически в золотом квадрате на правом берегу. Однако его, скорее всего, просто снесут, а на этом месте по привычке воткнут многоэтажные ЖК вместо обещанной реконструкции исторического объекта, который ведет свою историю с 1936 года. И вместо часто ломающихся, не всегда используемых по назначению и потому вытягивающих финансирование на постоянной основе из государственного бюджета уличных тренажеров и особенно жутких футбольных полей, расположенных прямо под окнами первых этажей жилых комплексов, в столице — и не только — действительно стоило бы подумать о нескольких добротных спортивных комплексах, открытых на базе уже существующих спортивных арен. Вход в которые, а следовательно, и занятия в спортивных секциях и кружках на их территории, до сих пор стоит немалых денег, невзирая ни на какие реформы в спортивной отрасли страны. В том числе и на Концепцию развития физической культуры и спорта на 2023 — 2029 годы.  Размытой и туманной задачей которой является «вовлечь к 2030 году 50 процентов населения Казахстана в занятия физической культурой и спортом».

Ольга Шишанова