Живописное письмо Толеугазы Байгалиева, который отмечает свой 60-летний юбилей, отличают необыкновенная тонкость, лиричность и быстрота, неизменно поражающие слушателей его мастер-классов. Он пишет на одном дыхании, свободно — как кисть ляжет. Причем объясняет это просто: за всю его жизнь, с самого ученичества, было столько пленэров, что он уже выучил наизусть, как учат стихотворение, каков с виду ствол любого дерева и как выглядит земля, когда снег только растаял. Писать с натуры порой не обязательно: столько всего накопилось в памяти
— Что обычно служит поводом для ваших выставок?
— Однажды я предложил директору нашей художественной школы сделать выставку преподавателей детских художественных школ. Я считаю, что это очень нужные вернисажи. Потому что одно дело — спрашивать с детей, другое — показать свое мастерство, доказать, что ты имеешь право учить детей отображать мир.
— У вас «жемчужная погода» на картинах…
— Этому меня научила моя первая учительница живописи Фрида Мартина. Кроме того, я очень любил ходить на этюды с мастерами, со старыми художниками. Учился я в Одессе, Санкт-Петербурге, Москве. Люблю писать воздух. Как Левитан, Васильев, Алексей Грицай. Они создавали свои пейзажи без стаффажа. Я беру с них пример. Однажды был на пленэре в Бахчисарае. А мои картины были на выставке в Шанхае, которая проводилась в рамках ШОС.
— Вы пишете пейзажи и натюрморты?
— Да. В основном я создавал пейзажи на пленере под Семипалатинском. Там очень красивые места. Один Иртыш чего стоит — могучий, неукротимый… Не чужд мне и урбанистический пейзаж. Ему я посвятил серию «Акмолинск — Целиноград — Акмола — Астана». Пейзажи — это именно то, что получается у меня лучше всего. Хотя я уважаю все жанры. Занимался и чеканкой, и резьбой по дереву, могу написать портрет.
— Какие пленэры были самыми запоминающимися?
— На Алаколе. Там есть высокая гора, примечательная тем, что с нее в древности казахи наблюдали за приближением врага с востока. На том пленэре под Семипалатинском я создал около 35 работ, в которых рассказал об абаевских местах этого края. Восемь произведений подарил музею Абая, расположенному в Семипалатинске. Баян-Аульский пейзаж у меня сразу купили в Китай. Есть мои работы и в Германии, Корее, США, России. А еще я горжусь тем, что в Бахчисарайском дворце одно из моих живописных произведений находится в одном зале с картинами таких именитых мэтров, как Айвазовский и Куприн.
— Как вы вообще пришли в живопись?
— Я не думал, что стану художником, собирался в детстве стать хирургом. Еще я интересовался насекомыми, мне хотелось их изучать, ведь их так много и они такие разные. Но еще в школе я понял, что могу рисовать, стал заниматься оформлением стенгазет и тому подобным. После школы поступил в Семипалатинский педагогический институт на художественно-графический факультет. Дело в том, что в моей семье уже было довольно много медиков. Поэтому мне сказали, что еще один врач в семье не нужен. Так я и определился с профессией.
— Ваши творческие мечты?
— Я всегда хочу участвовать в осенних республиканских выставках, где выставляют свои работы члены Союза художников. Причем для меня не важно, отношусь я к этой когорте или нет. Я считаю, что произведения любого автора сами за него все расскажут. Также я задумывался о воплощении одного произведения, толчком к которому послужил музей-панорама на Кутузовском проспекте в Москве, приуроченный к Бородинской битве. Было бы здорово сделать нечто подобное в столице, где главными героями будут казахстанцы, участвовавшие в обороне Москвы. Диаметр обзорной площадки должен быть 36 метров, высота картин — 10 метров. Размер этот не случайный. Подсчитано, что именно при таком масштабе зритель сможет наиболее комфортно воспринимать изображение. Хотелось бы мне также создать и панораму Анракайской битвы, в которой казахи одержали самую крупную победу над джунгарами, и панораму, посвященную казахстанцам, воевавшим в Афганистане.
Справка «НП»:
Толеугазы Байгалиев родился 20 августа 1963 года в Восточно-Казахстанской области. В 1985-м окончил факультет живописи и графики педагогического института имени Крупской. Его работы отличает созвучие взмахов кисти художника красоте и гармонии казахских степей. Каждая картина передает во всей полноте гамму искренних чувств и красивых форм. Любуясь его произведениями, можно ощутить настроение и чувства автора. Мягкая колористика, спокойные сюжетные и композиционные решения отражают мастерство и талант художника. Картины мастера можно встретить в частных коллекциях Казахстана, России, США, Германии, Кореи, Китая и Украины.
Ольга Шишанова