Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Культура

Жестокий танец

Рудольф Нуреев, своим пламенным талантом затмевавший поколения артистов всего мира, танцевал, любил и вдохновлял как никто другой. Будучи блестящим артистом, он довольно рано открыл в себе и хореографа, и режиссера. Одной из его самых ярких и прогрессивных работ считают балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Отказавшись от напыщенной лиричности, Нуреев в своей постановке отдал предпочтение страсти и жестокости, насыщающим легендарное произведение Шекспира. Свежую постановку балета в его версии со сцены Парижской оперы алматинские театралы смогут увидеть на большом экране в это воскресенье

В родном Кировском театре Рудольфу Нурееву не давали танцевать Ромео. Впервые артист сумел исполнить легендарную партию в балете Сергея Прокофьева в 1965-м, уже после эмиграции на Запад, в постановке Кеннета МакМиллана. В пару Нурееву поставили Марго Фонтейн, обожаемый всем миром творческий дуэт с которой продлился почти 20 лет.

Премьеру «Ромео и Джульетты» встретили сорокаминутными овациями, хотя Рудольф Нуреев из-за травмы танцевал с забинтованной ногой.

В 1977-м, получив громогласный успех и в Англии, и в США, артист решается сам поставить «Ромео и Джульетту». Премьера прошла в Лондоне. Эту же версию затем, в 1978-м, представили в Париже, а после, в 1980-м, — в Милане. В последний раз Нуреев застал «Ромео и Джульетту» в собственной постановке в 1992-м на сцене «Мэтрополитен Опера» в Нью-Йорке. Правда, тогда мэтр уже не танцевал, лишь дирижировал. Это был его предпоследний выход на сцену.

Страстная, кровавая и мрачная, его версия передает неприукрашенную грубость, жестокость и пылкость нравов той эпохи.

Сам Нуреев так отзывался о балете: «Ромео и Джульетта» повествует о молодом человеке, ставшем мужчиной. Еще юношей он бегает за всеми девушками, но вскоре больше не может довольствоваться холодными красавицами и платонической любовью. Он мечтает о более сильных чувствах. Для него все решит пылкая, открытая, более зрелая Джульетта… Я уверен, что в Вероне эпохи Ренессанса или же Лондоне времен Елизаветы I в обществе, где сосуществовали старые суеверия и жажда нового мира, большую роль играли секс и насилие. Что — как ни странно — приближает их к нашей эпохе».

Хореографию Рудольфа Нуреева в балете Сергея Прокофьева определяют прежде всего реализм, историческая логика и кинематографичность.

Красной нитью через историю проходит тема смерти. Ее дыхание ощущается практически в каждом номере — как символически, так и вполне конкретно.

Спектакль открывает траурная процессия, увозящая за город на тележках тела убитых накануне. Примечательно и то, что в видении Рудольфа Хаметовича за Ромео всюду следует несчастье. Он родился под недоброй звездой и, как бы правильно ни пытался поступать, всюду порождает смерть — нищего в самом начале, а затем Тибальда, Париса и, наконец, самой Джульетты.

Особенно ярко тонкую поэтичность произведения Нуреев передает через кинематографические приемы.

Так, например, после того как родители обещают насильно выдать Джульетту замуж за Париса, девушка видит сон. Ей, растерянной, являются призраки Тибальда и Меркуцио. Первый протягивает кинжал, призывая совершить самоубийство, а второй — микстуру, которая лишь ненадолго погрузит ее в сон. В этой сцене явно прослеживается вторжение мыслей Джульетты в действие, погружение во внутренний мир, свойственное экранным историям.

В постановке Нуреева можно заметить немало флэшбеков и флэшворвардов — художественных приемов, отправляющих зрителя из точки настоящего напрямую либо в прошлое, либо в будущее. Интересны и другие попытки режиссера поколдовать над временем. Так, в моменты отчаяния и одиночества ключевые герои отдаются танцу, пока окружающие их персонажи застывают на месте. Примечательна также сцена, через которую Нуреев недвусмысленно дал понять, какое влияние оказал кинодраматизм на его видение. Когда свита Париса обнаруживает безжизненное тело Джульетты, в какой-то момент, олицетворяя трагичную неизбежность, она движется назад, словно кто-то перематывает пленку.

Балет «Ромео и Джульетта» поражает звездным исполнительским составом. Партия Ромео досталась Матиасу Хейманну, а Джульетты — Мириам Улд-Барахам. Меркуцио станцевал Франческо Мура, Тибальта — Стефан Бульон. В основной состав также вошли Марк Моро, Ханна О’Нилл, Дэниел Стоукс.

Над спектаклем работали дирижер Велло Пяхн, художник Эццио Фриджерио, художник по костюмам Мауро Пагано, художник по свету Виничио Кели.

Всю ярость, пышность и красоту нуреевской версии алматинские театралы смогут застать на большом экране в это воскресенье. Запись балета «Ромео и Джульетта» в постановке и хореографии Рудольфа Нуреева сделали в прошлом году на сцене Парижской оперы.

Показ проводится в рамках проекта TheatreHD, предоставляющего жителям СНГ шанс застать мировые театральные премьеры на большом экране.

А те, кто не сумеет попасть на единичный показ «Ромео и Джульетты», могут посмотреть фильм по подписке на официальном сайте Парижской оперы по ссылке.

Эльвира Сыздыкова

фото — сайт Парижской оперы