Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Вернисаж, повествующий историю
Культура

Вернисаж, повествующий историю

В Национальном музее РК состоялось открытие авторской выставки Nomads — black & white казахстанского художника Батухана Баймена. Героями экспозиции стали графические листы, в том числе и такая редкая сегодня техника, как линогравюра

По словам самого художника, этот вид искусства в Казахстане отстает по уровню развития от других жанров. Причина в том, что линогравюра требует много времени и тяжелой работы. Также от мастера требуются терпение и креативность. А ведь еще пару десятков лет назад линогравюра была распространена среди мастеров казахстанской графики весьма широко. Может быть, поэтому основной целью выставки Батухан Баймен сделал пробуждение интереса к линогравюре, популяризацию этого вида графического искусства.

В переосмыслении художника она приобретает особый эмоциональный настрой, а многофигурные композиции становятся похожи на восточные миниатюры, где образность и символика выходят на первый план. Таким образом, Баймен словно приглашает языком графики оценить многовековую историю казахской степи.

— Художник черпает вдохновение в тысячелетнем наследии кочевой культуры. Его творчество отличают многогранность, широкая тематика и индивидуальный почерк. Более того, графические произведения Батухана Баймена удивляют и захватывают своей масштабностью, глубиной мысли, уникальным степным колоритом, — поделилась арт-критик Самал Мамытова.

С этим мнением согласен и писатель-публицист Шархан Казыгулов, по словам которого «Батухан Баймен — это человек, который мыслит в больших масштабах. Подтверждение — связь человека и мира, современное общество и человек, традиции и культура, которые являются основными темами его творчества».

— Что касается произведений, то среди общей графики гравюра — это область, которой художники занимаются редко. И потому меня поразили широта и смысл выставленных произведений. Автор своими работами показывает как общество в целом, так и выявляет его социальные проблемы. Основная ценность этих произведений — ручная работа. Только подумайте — разработка одного листа занимает недели, а иногда — даже месяцы, а здесь выставлено около 78 работ, — сказала с восхищением художница и председатель кураторского совета центра современного искусства «Қуланшы» Лейла Махат.

— Хочу сказать, что мало кто готов сегодня создавать работы такого масштаба и такой технической сложности. Творчество Батухана Баймена, воплощающее вечные ценности, затрагивает обширные темы. История тюрков, потрясших весь мир, и эпоха Золотой орды по-особенному представлены в работах мастера, — отметила академик Академии художеств РК Нелли Шиврина.

Действительно, в последние годы график и новатор линогравюры Баймен работает в большом формате, используя ткань вместо бумаги и сохраняя при этом для Казахстана технику линогравюры. Таких художников в республике немного. Тем более что своеобразная структура произведений графика  наполнена метафорическими и зачастую аллегорическими сюжетами. Впрочем, все работы художника будоражат сознание, заставляют задуматься, волнуют и радуют.

В этой экспозиции произведения Баймена объединены в такие серии как «Тюрки» и «Кочевники», «Сон Абылай хана» и «Тупик», «Геноцид» и «Умай», «Оспан-батыр» и «Последний Nomad». Причем для каждой темы он находит свой художественно-образный язык.

Также мастер-график обращается к творчеству Абая Кунанбаева, Чингиза Айтматова, Алишера Навои, анализируя общность философии тюркских народов. И в этих циклах национальные, эпические нотки гармонично легко вливаются в литературное произведение, становясь не просто иллюстрациями, а творческим осмыслением прочитанного и отображенного в листах.

— На искусство он смотрит как на духовную сферу, и в этом ему помогло то, что с юных лет он изучал духовно-философскую литературу, углублялся в ее скрытые смыслы. Вот и тут Батухан размышляет над многими духовно-философскими вопросами и всегда находит ответы. Я рад за него, — подчеркнул профессор КазНПУ имени Абая Темирхан Ордабеков. Ему вторят и арт-критики, утверждающие, что «Батухан Баймен — один из лучших графиков Казахстана, обладающий уникальным и своеобразным стилем. Его гравюрам присущи искренность и теплота, которые надолго остаются в памяти. Он — мастер своего дела, который умеет искусно выстраивать сюжетную линию на плоскости листа и великолепно стилизовать, мастерски доводя до условности. Чередование линий, цветовых силуэтов, световых пятен придает его работам особый настрой.

Нам остается добавить, что выставка продлится до 30 сентября 2023 года.

Ольга Шишанова

Фото пресс-службы Нацмузея РК