Полтора века назад Джузеппе Верди, вдохновленный революционными настроениями того времени, создает оперу «Трубадур». Тема непоколебимой жажды свободы пронизывает мрачную историю о любви, предательстве и кровной мести. Испания, XV век. Младшего сына графа ди Луна заколдовывает цыганка. Ребенок чахнет, и отец приказывает сжечь ведьму. Ее дочь Азучена совершает возмездие в ту же ночь. Девушка крадет ребенка и бросает в пламя того же костра. Проходят годы, и повзрослевший старший сын графа, убежденный в том, что брат выжил, разыскивает цыганку. Но юношу то и дело отвлекает горячая влюбленность в герцогиню Леонору, а следом и вмешательство Манрико, таинственного трубадура, изгнанного из города. Из-за сложности певческих партий и рвущейся через край пылкости «Трубадур» — редкий гость на сцене. У алматинцев есть шанс застать легендарную оперу в свежей постановке Королевского театра в Лондоне на большом экране
Премьера «Трубадура» прогремела в знаменитом Королевском театре в мае этого года. За режиссуру отвечала Адель Томас, для которой проект оказался дебютом на главной сцене Лондона. Первой крупной работой постановщицы стала опера «Береника» Георга Генделя в 2019-м, получившая номинацию на премию Лоренса Оливье.
В интервью The Guardia Адель Томас так описывает «Трубадура» Джузеппе Верди, за переосмысление которого взялась этой весной: «Это странное старинное произведение с усиленным драматизмом. Я твердо верю, что нет на свете человека, которому бы что-то не приглянулось в этой опере. В ней совершенно неподражаемое повествование: тут и об одержимости, и об ужасе, и об экстазе. Эта работа полна диких контрастов и цветов».
Выводя на первый план постановки именно драматизм неудержимой музыки Верди, Томас сделала выбор в пользу минималистически оформленной сцены. Колорит испанского средневековья нашел визуальное воплощение в выразительных декорациях и костюмах — всплесках цвета во тьме. Вдохновленные лихорадочными полотнами Иеронима Босха элементы отразили зловещие суеверия и ожесточенные нравы той эпохи, а также горечь чувств, изъедающих главных героев. Горящие на кострах ведьмы, поджидающие во мраке ночи черти, крадущиеся за преисполненными нечистых помыслов персонажами чудовища. Все это в тандеме с пронзительной хореографией, полнокровной и страстной музыкой, а также замысловатым сюжетом околдовывает, подобно цыганской магии.
Певческие партии в спектакле считаются одними из самых вокально сложных в классической опере. Легендарный итальянский тенор Энрико Карузо утверждал, что для успешного исполнения «Трубадура» нужно совсем немного: всего лишь четыре самых блестящих голоса. Вполне возможно, что постановочной команде удалось найти именно такие.
Герцогиню Леонору, без ума влюбленную в пылкого трубадура Манрико, поющего под ее окнами каждую ночь, исполняет латвийская дива Марина Ребека, обладательница воздушного сопрано. В 2009-м певица с успехом дебютировала на Зальцбургском фестивале в партии Анаиды в спектакле «Моисей и фараон» Джоаккино Россини. С тех самых пор Ребека блистает на лучших сценах мира — «Метрополитен-Опере», «Карнеги-холле», «Ла Скала», Баварской государственной опере и Венской государственной опере.
Партию трубадура Манрико, волею случая оказавшегося пешкой в чужой игре мести, поет итальянский тенор Риккардо Масси. В оперу он попал после киноиндустрии, где трудился каскадером. Полноценный дебют Масси случился в 2009-м на сцене Театра Верди в партии Радамеса из «Аиды» Джузеппе Верди. Самой прославленной ролью артиста считается Марио Каварадосси из «Тоски», в которой он сиял на значимых мировых сценах — Баварской оперы, Королевской оперы, Берлинской оперы.
Соперника Манрико, графа ди Луна, чья, возможно, не менее чистая, любовь к Леоноре оказалась ожесточена местью, исполняет французский баритон Людовик Тезье. Победитель международного конкурса Operalia, он может похвастаться внушительным репертуаром. В его карьере партии графа Альмавива («Свадьба Фигаро»), Дон Жуана («Дон Жуан»), Белькоре («Любовный напиток»), Генри Аштона («Лючия ди Ламмермур»), Ренато («Бал-маскарад»), а также заглавные роли в «Евгении Онегине», «Макбете», «Риголетто».
Наконец, цыганку Азучену, вскормленную болью и ненавистью женщину, на сцене воплощает американская певица меццо-сопрано Джейми Бартон. После победы в вокальном конкурсе «Метрополитен-Оперы» в 2008-м она дебютировала на этой же сцене в роли Орфея («Орфей и Эвридика»). В ее богатом репертуаре партии Эболи в «Дон Карлосе», Брангены в «Тристане и Изольде», Корнелии в «Юлие Цезаре», Бабы-яги в «Русалке».
За прозрачное звучание «Трубадура» на сцене Королевского театра в Лондоне отвечал оркестр под руководством дирижера Антонио Паппано. Над декорациями работала Энн-Мари Вудс, над освещением — Франк Эвин.
Спектакль исполняется на итальянском языке и длится чуть больше двух с половиной часов. Показ записи, снятой в мае 2023-го, пройдет на большом экране в Алматы в это воскресенье. Оперу демонстрируют с субтитрами на русском языке. Рекомендуемый зрительский рейтинг — «16+».
Эльвира Сыздыкова