Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Монстры вендетты
Культура

Монстры вендетты

Полтора века назад Джузеппе Верди, вдохновленный революционными настроениями того времени, создает оперу «Трубадур». Тема непоколебимой жажды свободы пронизывает мрачную историю о любви, предательстве и кровной мести. Испания, XV век. Младшего сына графа ди Луна заколдовывает цыганка. Ребенок чахнет, и отец приказывает сжечь ведьму. Ее дочь Азучена совершает возмездие в ту же ночь. Девушка крадет ребенка и бросает в пламя того же костра. Проходят годы, и повзрослевший старший сын графа, убежденный в том, что брат выжил, разыскивает цыганку. Но юношу то и дело отвлекает горячая влюбленность в герцогиню Леонору, а следом и вмешательство Манрико, таинственного трубадура, изгнанного из города. Из-за сложности певческих партий и рвущейся через край пылкости «Трубадур» — редкий гость на сцене. У алматинцев есть шанс застать легендарную оперу в свежей постановке Королевского театра в Лондоне на большом экране

Премьера «Трубадура» прогремела в знаменитом Королевском театре в мае этого года. За режиссуру отвечала Адель Томас, для которой проект оказался дебютом на главной сцене Лондона. Первой крупной работой постановщицы стала опера «Береника» Георга Генделя в 2019-м, получившая номинацию на премию Лоренса Оливье. 

В интервью The Guardia Адель Томас так описывает «Трубадура» Джузеппе Верди, за переосмысление которого взялась этой весной: «Это странное старинное произведение с усиленным драматизмом. Я твердо верю, что нет на свете человека, которому бы что-то не приглянулось в этой опере. В ней совершенно неподражаемое повествование: тут и об одержимости, и об ужасе, и об экстазе. Эта работа полна диких контрастов и цветов».

Выводя на первый план постановки именно драматизм неудержимой музыки Верди, Томас сделала выбор в пользу минималистически оформленной сцены. Колорит испанского средневековья нашел визуальное воплощение в выразительных декорациях и костюмах — всплесках цвета во тьме. Вдохновленные лихорадочными полотнами Иеронима Босха элементы отразили зловещие суеверия и ожесточенные нравы той эпохи, а также горечь чувств, изъедающих главных героев. Горящие на кострах ведьмы, поджидающие во мраке ночи черти, крадущиеся за преисполненными нечистых помыслов персонажами чудовища. Все это в тандеме с пронзительной хореографией, полнокровной и страстной музыкой, а также замысловатым сюжетом околдовывает, подобно цыганской магии.

Певческие партии в спектакле считаются одними из самых вокально сложных в классической опере. Легендарный итальянский тенор Энрико Карузо утверждал, что для успешного исполнения «Трубадура» нужно совсем немного: всего лишь четыре самых блестящих голоса. Вполне возможно, что постановочной команде удалось найти именно такие.

Герцогиню Леонору, без ума влюбленную в пылкого трубадура Манрико, поющего под ее окнами каждую ночь, исполняет латвийская дива Марина Ребека, обладательница воздушного сопрано. В 2009-м певица с успехом дебютировала на Зальцбургском фестивале в партии Анаиды в спектакле «Моисей и фараон» Джоаккино Россини. С тех самых пор Ребека блистает на лучших сценах мира — «Метрополитен-Опере», «Карнеги-холле», «Ла Скала», Баварской государственной опере и Венской государственной опере.

Партию трубадура Манрико, волею случая оказавшегося пешкой в чужой игре мести, поет итальянский тенор Риккардо Масси. В оперу он попал после киноиндустрии, где трудился каскадером. Полноценный дебют Масси случился в 2009-м на сцене Театра Верди в партии Радамеса из «Аиды» Джузеппе Верди. Самой прославленной ролью артиста считается Марио Каварадосси из «Тоски», в которой он сиял на значимых мировых сценах — Баварской оперы, Королевской оперы, Берлинской оперы.

Соперника Манрико, графа ди Луна, чья, возможно, не менее чистая, любовь к Леоноре оказалась ожесточена местью, исполняет французский баритон Людовик Тезье. Победитель международного конкурса Operalia, он может похвастаться внушительным репертуаром. В его карьере партии графа Альмавива («Свадьба Фигаро»), Дон Жуана («Дон Жуан»), Белькоре («Любовный напиток»), Генри Аштона («Лючия ди Ламмермур»), Ренато («Бал-маскарад»), а также заглавные роли в «Евгении Онегине», «Макбете», «Риголетто».

Наконец, цыганку Азучену, вскормленную болью и ненавистью женщину, на сцене воплощает американская певица меццо-сопрано Джейми Бартон. После победы в вокальном конкурсе «Метрополитен-Оперы» в 2008-м она дебютировала на этой же сцене в роли Орфея («Орфей и Эвридика»). В ее богатом репертуаре партии Эболи в «Дон Карлосе», Брангены в «Тристане и Изольде», Корнелии в «Юлие Цезаре», Бабы-яги в «Русалке».

За прозрачное звучание «Трубадура» на сцене Королевского театра в Лондоне отвечал оркестр под руководством дирижера Антонио Паппано. Над декорациями работала Энн-Мари Вудс, над освещением — Франк Эвин.

Спектакль исполняется на итальянском языке и длится чуть больше двух с половиной часов. Показ записи, снятой в мае 2023-го, пройдет на большом экране в Алматы в это воскресенье. Оперу демонстрируют с субтитрами на русском языке. Рекомендуемый зрительский рейтинг — «16+».

Эльвира Сыздыкова