Ее репертуар включает в себя ведущие партии в таких спектаклях, как «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», «Жизель» и «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан» и «Корсар». Она — непревзойденная Кармен и удивительная Саломея. Это ведущая солистка столичного театра «Астана Балет» Айжан Мукатова, которая любезно согласилась на эксклюзивное интервью нашему изданию в преддверии нового театрального сезона
— Айжан, ваша любимая партия?
— Я не могу так конкретизировать. Потому что к каждой исполняемой партии ты ищешь особенный подход. И, наверное, это интересно для каждого артиста — примерять на себя то-то новое, иной образ. Хотя я бы выделила два спектакля, на которые стоит, пожалуй, обратить отдельное внимание. Это «Легенда о любви» в хореографии Юрия Григоровича и «Кармен» в постановке Мукарам Авахри. Также я бы отметила мое выступление в премьере спектакля «Саломея», где Авахри также была хореографом-постановщиком. Любопытно, что, по словам Мукарам, она будто ждала моего приезда, чтобы переложить эту свою задумку на мое воплощение главной героини.
— Чем же так оказалась вам близка Саломея?
— Думаю, что это случилось в тот момент, когда шла постановка балета. Как ни странно, это состояние героини, которая была рождена в непростое время, отличающееся несвободой выбора. Да, она порхала как мотылек, но не понимала, что, по сути, оставалась маленькой девочкой, которая живет сама по себе, берет пример с не совсем нравственной матери, развивается, как может, как у нее получается. И еще… Я буквально влюбилась в свою героиню после просмотра фильма Аль Пачино с одноименным названием, где он выступил не только в роли режиссера, но и сам сыграл Ирода. Потому что, отмечу, прочитав о ней в интернете, посмотрев различные версии как фильмов, так и балетов, я долгое время не знала, как же мне преподнести этот образ зрителю, чтобы и мне она оказалась близка, и публика мне поверила. Но, повторю, найдя именно этот фильм, у меня получилось!
Я помню, наш педагог Айгуль Тати уже после премьеры сказала мне, что для меня оказалось очень важным: «Как ты умудрилась в таком коротком платье и в самых разных позициях сделать это настолько эстетично, что оставила возможность зрителю самому додумывать, домысливать — что же там на самом деле подразумевалось». Ведь действительно важно, как происходит интерпретация.
— Вашим партнером в этом спектакле был Фархад Буриев?
— Да, он исполнял роль Иоанна, а Казбек Ахмедьяров выступал в роли Ирода.
— Как они помогли вам все-таки воплотить столь непростой образ?
— Если честно, я об этом не задумывалась. Хотя могу отметить, что Казбек Ахмедьяров был очень требовательным, будучи сам профессионалом с большой буквы. Были, скажем, такие моменты, когда у меня все кружится. Я поворачиваюсь, а он мне: «Ногу на 10 градусов, не больше!». В то время как я вся в образе и ни о каких градусах и не помышляю. А с Фархадом, который достаточно сильный, крепкий, было немного легче. Но мне вообще нравится танцевать с разными партнерами, слышать и слушать, как происходит взаимодействие. Нравится чувствовать, когда я «слышу» на сцене партнера, а он в ответ — меня.
— С кем у вас была хорошая «слышимость» в спектакле «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», где вы танцевали роль Волчицы?
— Скажу сразу, что я тогда была немного не в форме. Это позволило пройти спектаклю будто сквозь меня. А «слышимость» — с Волчонком, со Старцем. То есть происходил «тот самый момент реальности», когда ты не играешь, а буквально проживаешь роль. Потому что одно дело, когда ты репетируешь в зале, выкладываясь физически, отрабатывая технические моменты, «выстраивая» тело… И совсем другое, когда ты выходишь на сцену. Это здесь и сейчас. С кем бы я ни встретилась, кого бы я, а точнее моя героиня, не увидела, создаю полный контакт, полное взаимодействие. И мне это очень нравится. Даже с теми, кто не задействован в танцах напрямую.
— Что вы скажете о характере Мачехи из балета «Золушка», которая совершенно выбивается своим образом из созданных вами сценических амплуа?
— Когда я над ней работала, также искала свое видение, воплощение этой роли. Много искала. Смотрела не только разные версии фильмов и балетов «Золушка», но даже старые немые фильмы с участием Чарли Чаплина! Однако эта роль очень долго мне не давалась, пока не посоветовали посмотреть экранизацию «Золушки» с Фаиной Раневской. И, хотя хореограф Надежда Калинина видела этот образ злой и властной, мне этого не хотелось. Наверное, поэтому воплощение Мачехи, сыгранной великой Раневской, мне оказалось ближе всего. Я очень хотела, чтобы зритель в нее, если хотите, даже влюбился! Ее сумасбродность должна была веселить, а не настраивать против…
— И, наконец, сложнейший образ Кармен…
— Эту партию со мной делят мои партнеры Уэсли Карвальо и Айдан Калжан. Но любопытно, что эта роль пришла ко мне в момент моего совершенно иного внутреннего состояния, нежели то, в котором я обычно пребывала. Также сильно повлияла пандемия, которая привела к некой моральной трансформации внутри меня. И все пришло к тому, что я не могла скрывать от самой себя. Вероятно, балет мне придется оставить. Причем я не видела себя на тот момент даже в роли педагога, преподавателя балетного искусства. Для меня ведь существовал только балетный мир, причем с девяти лет…
И вдруг неожиданно на этом фоне мне дали роль Кармен. Вот только подход к ней оказался у меня после всех моих жизненных перипетий абсолютно другой, чем он мог бы исходить от меня несколько ранее. Взрослее, что ли. И зритель, я уверена, это понял, считав мои эмоции, увидев мой танец.
Ольга Шишанова