Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Экология

Транзитом через Казахстан

Депутаты Мажилиса Парламента РК предлагают вернуться в советское прошлое и заняться переброской или поворотом сибирских рек в сторону Казахстана. При этом привлечь к столь грандиозному проекту Государственную думу России

 Река Жайык (Урал)

Подобное решение в определенной степени обусловлено, по словам мажилисмена Серика Егизбаева, выступлением Президента РК на недавнем саммите «Центральная Азия — Китай», где Касым-Жомарт Токаев заявил о том, что «для всех нас первостепенное значение приобретают согласованные и рациональные подходы к использованию имеющихся водных ресурсов. По данным ООН, к 2050 году дефицит питьевой воды может затронуть более пяти миллиардов человек. Все это влечет за собой серьезные риски для продовольственной, энергетической и экологической безопасности Центральной Азии, требуя принятия безотлагательных совместных мер».

Так что понятно — водные ресурсы являются одним из ключевых элементов устойчивого развития страны, и потому проблема водной безопасности в условиях ограниченности таких ресурсов рассматривается в том числе и как угроза национальной безопасности государства.

— Прогнозный водохозяйственный баланс до 2030 года показывает сокращение внутренних ресурсов речного стока в Казахстане и притока с территории сопредельных стран, что создает угрозу возникновения дефицита водных ресурсов для республики более чем 23 кубокилометров, что сопоставимо с общим годовым забором воды населением и всеми отраслями экономики. В этих условиях республике необходимо реализовывать мероприятия по совершенствованию межгосударственных водных отношений, трансграничной переброске рек, — уверяют депутаты фракции «Ауыл».

Между тем, напомним, что еще в 1976 году на XXV съезде КПСС, бывшем на тот момент высшим органом государственного управления, было принято решение о начале работ по осуществлению проекта по переброске части стока сибирских рек в Казахстан и Среднею Азию. Над проектом работало более 160 специализированных научных организаций страны, том числе 32 союзных министерства и девять министерств союзных республик. Было подготовлено 50 томов расчетов и прикладных научных исследований.

Готовилось, как предполагали в высших эшелонах власти той поры, грандиозное строительство системы каналов и водохранилищ, которое предусматривало в том числе открытие судоходства по каналу «Азия»: Карское море — Каспийское море -Персидский залив, а также ввод в эксплуатацию более 14 миллионов гектаров орошаемых земель.

Однако после 1991 года проект был заморожен, хотя сегодня, как оказалось, в структуре «Самрук-Казына» действует организация Water Solutions, которая среди прочих водных проектов до сих пор продолжает заниматься вышеуказанным направлением.

— Мы предлагаем инициировать создание отдельной межправительственной комиссии Казахстан — Россия по проекту переброски части стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию. Тем более что переговорные процессы по трансграничным рекам в республике имеют очень низкую эффективность. Как пример — бедственное положение рек Урал и Или. А еще необходимо более детально рассмотреть создание отдельного центрального государственного органа по управлению водными ресурсами, — заявили мажилисмены. К слову, последнее утверждение неоднократно предлагалось и на страницах нашего издания.

— Пользуясь возможностью, обращаюсь к коллегам — депутатам Государственной думы России — с предложением внимательно рассмотреть возможность совместной реализации мегапроекта по повороту части стока сибирских рек. Все научно-технические обоснования для этого есть. Как и в проекте по строительству в свое время Байкало-Амурской магистрали, этот проект позволит создать не только десятки тысяч новых рабочих мест для граждан всех государств-участников, но и даст мощный импульс развитию экономик на долгие годы вперед. Также решит целый комплекс экологических и социальных проблем населения всех государств-участников проекта, выведет на принципиально новый уровень интеграционные процессы между стратегическими партнерами, — заключил Егизбаев. Забыв при этом упомянуть о том, что магистраль собирались проложить за 10 лет, а строили почти 30. Да еще то, что, по оценкам российских экономистов, дорога обошлась бюджету в четыре раза дороже, чем планировалось.

Не получится ли то же самое и с переброской стока рек, если Россия вообще согласится на этот проект, с учетом почти всеобщей маловодной ситуации. С другой стороны, одно дело — строительство магистрали, пусть и с вмешательством в экологическую составляющую, и совсем другое — жизненно важные водные артерии, изменение природного режима которых повлечет за собой непредсказуемые и необратимые последствия.

Может, лучше заняться более безопасными и полезными разработками, например, исследованиями подземных вод?

Ольга Шишанова