Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Экология

Ранимый Казахстан

Добьет ли республику массовый туризм?

Как только массовый туризм стал источником баснословных прибылей, уникальные природные памятники Земли тут же начали массово переводиться в разряд банальных туристических аттракционов.

В конце концов, как и все приносящее деньги, процесс дошел до абсурда. Так что у «счастливцев», для которых отныне открылись тысячи доступных путей к земным раритетам, в воспоминаниях более всего остаются ныне колоссальные очереди, которые нужно отстоять для того только, чтобы поскорее »отселфить» себя любимого на фоне этого самого раритета и уступить место следующим жаждущим общения с чудом природы. Я наблюдал эти культовые очереди и у подножия Эвереста в Непале, и на подъеме к другой знаковой вершине Азии — Кинабалу, и на Калимантане, и у водопада Хуангошу в Южном Китае, и на обеих сторонах (аргентинской и бразильской) грандиозного водослива Игуасу, и… рядом с сотнями других природных диковин планеты (сейчас речь именно о природе).

Ну а как вы хотели? Это же не «элитные рестораны», где гордая VIP-публика может наслаждаться специально приготовленными эксклюзивными блюдами в одиночестве кабинетов. Здесь свои законы. VIP ты, не VIP, а тут ты… влип! Марш в хвост бо-о-ольшой очереди!

Что до самих памятников природы, то все это «повышенное внимание» не только секуляризует их смысл, но и приводит к полнейшей утрате уникальности того самого «неповторимого облика», воспоминаниями о котором продолжают неодолимо манить и завлекать массового туриста и тем самым нести прибыль агентам глобального туризма. Когда все свободное пространно вокруг забито толпами праздноезжих селфистов, о каком «общении с прекрасным» может вестись речь?

Особенно непоправимо страдают от этого всемирного нашествия те уголки планеты, которые выделяются из окружающего фона своей реликтовой неповторимостью. Уголки эти по сути своей не бывают масштабными и вместительными. По большому счету (если мы, конечно, серьезно думаем сохранить Землю для потомков во всем ее многообразии) таким уникальным заповедникам необходимы особый статус и максимально корректное, ограниченное посещение публикой. Однако никакого гуманного отношения к природе, коль «эксклюзивность» становится «товаром», ждать не приходится. Кто все это станет оберегать, когда все сопричастные только и ждут своей доли в прибыли от эксплуатации?

Особенно вопиет все в странах, не готовых к моральному осмыслению разрушительных последствий, приносимых коммерческим туризмом. Казахстан в их числе. Любой, даже самый маленький, бюрократ с механической настырностью попугая заученно твердит заветную мантру о благотворном развитии туризма. Ну а как еще, коли эта доктрина спущена сверху и уже стала чиновничьей аксиомой, опровергать которую просто не принято?

Но чиновники, как считается, трудятся во благо страны, стремясь повторить чей-то коммерческий успех на данной ниве и перевоплотить «мировой опыт» применительно к местным условиям. Хотя при этом далеко не всегда (о-очень далеко!) адекватно представляют себе местные особенности нашей географии.

То, что у Казахстана в принципе не было и нет никаких разумных предпосылок для развития массового туризма, никого не волнует. А ведь все это так несложно уразуметь, стоит лишь внимательно вглядеться в карту страны и осознать ее природу — монотонную и однообразную в целом, но удивительным образом оживляемую крохотными оазисами и немногочисленными реликтовыми анклавами. Теми самыми, которыми мы и пытаемся ныне заманить непритязательного местного потребителя и искушенного зарубежного пользователя.

О пагубном влиянии глобального туризма на природу Земли ведают все, да говорят немногие. Так уж исстари повелось, если что-то приносит человечеству деньги, то про всякие негативные влияния предпочитают вспоминать пореже. Даже если это ведет к невосполнимым потерям для грядущих поколений. Деньги — это… всему голова! А окружающая среда… что среда, что пятница! Главное, чтобы приносила прибыль. 

Мнение Андрея Михайлова