Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
“Антракт” на ремонт
Исследования

“Антракт” на ремонт

Ольга Зорина

Министр культуры и спорта РК Даурен Аскербекович Абаев 24 июня в рамках рабочего визита в Алматы посетил Государственный академический русский театр для детей и юношества Казахстана имени Наталии Сац*. Одной из целей встречи руководства театра с важной государственной персоной стало обсуждение вопросов, связанных с необходимостью проведения капитального ремонта здания ТЮЗа

Многие из тех, кто в последнее время бывает в ТЮЗе, скорее всего, отмечали для себя, что кровля и некоторые фрагменты штукатурки уникального здания советской архитектуры давно нуждаются в реставрации. Это заметно при поверхностном взгляде, и понятно, что внутри строения наверняка существуют серьезные проблемы, требующие современного и капитального ремонта.

Коллектив и труппа театра представили министру здание, и Даурен Аскербекович убедился, что сейчас строение по всем своим техническим требованиям находится в аварийном состоянии, представляя угрозу жизни и деятельности всем, кто в нем может быть. Здание театра, как известно, находится на балансе управления государственными активами города Алматы, и потому весь коллектив ТЮЗа надеется, что визит Министра культуры и спорта РК ускорит решение по сложившейся ситуации.

О капитальном ремонте здания театра, созданного еще в годы Великой Отечественной войны, имеющего богатейшую историю и почти вековые традиции, говорилось не впервые и не однажды.

Бывший Дворец культуры Алматинского хлопчато-бумажного комбината (АХБК) представляет собой массивное пятиэтажное сооружение, выполненное в лучших традициях советского модернизма. Его архитекторы — А. Петрова, З. Мустафина и Г. Джакипова. Дворец поражает своей масштабностью, а его тяжелый фасад с крытой галереей, примыкающей к фронтальной части, создает дополнительный эффект монументальности. Крыша галереи выполнена в форме полых квадратов, сквозь которые проникает свет. Здание бывшего дворца культуры и нынешнего ТЮЗа состоит из трех блоков — основного, где находится большая часть функционального пространства, и двух сценических, где расположены все залы и помещения для работы со сценой. Визуально уникальность всему строению придают мозаичные горельефы известного казахстанского художника Владимира Твердохлебова. Они привлекают внимание, разместившись как на главном фасаде здания, так и внутри театра, богато декорируя в национальном стиле все его основные интерьеры. Ни одного подобного оформления другие театры страны и мира не имеют, что делает здание ТЮЗа еще более значимым и особенным. Хотелось бы, чтобы эта необыкновенная художественная составляющая строения была сохранена в оригинале и даже получила особо охраняемый государственный статус. Аналогов технологии использования мозаики, созданной Владимиром Твердохлебовым, не существует. Все работы казахстанского мастера сделаны на века и не теряют своего цветового решения.

Также хочется надеяться, что после проведения капитального ремонта главный детский театр страны станет украшением обновленного облика южной столицы и засияет новыми яркими красками на радость истинным ценителям искусства.

Фото предоставлены пресс-службой ТЮЗа имени Н. Сац

Справка “НП”
*Наталия Ильинична Сац создала первый в мире детский театр в 1918 году и еще около 60 театров для детей во всем мире. Вернувшись из ссылки в 1943-м, где она провела шесть лет жизни как жена “врага народа”, Наталия Ильинична не имела права проживать и работать в Москве. Ее отправили в Казахстан в распоряжение Комитета по делам искусств республики, предоставив должность режиссера Театра оперы и балета.
Письма о том, что в Алма-Ате должен быть создан первый театр для детей и юношества, Н.И. Сац начала писать уже после первого утренника, который организовала с эвакуированными в те годы в наш город артистами из Москвы и Ленинграда.
На одно из писем приходит ответ. Н.И. Сац приглашают на прием к товарищу Шаяхметову, второму секретарю ЦК КП (б) Казахстана. Защищала она свое мнение очень горячо и трогательно, на что Шаяхметов сказал: “Театр для детей всех национальностей, что живут у нас, создавать будем. На русском, вслед ему — на казахском, первый театр для детей и юношества Казахстана. Ваш опыт нам очень нужен. Спасибо”.
Постановление Совнаркома ЦК КП(б) Казахстана “Об организации в городе Алма-Ате театра юных зрителей” выходит 6 сентября 1944 года. Праздничным утром 7 ноября 1945 года театр представил алмаатинцам свои первые спектакли: утром шла “Красная Шапочка” Е. Шварца в постановке Н.И. Сац, а вечером — “Осада Лейдена” Исидора Штока в постановке известного драматурга и режиссера Виктора Розова. Также была создана театральная студия, в которой Наталья Ильинична Сац готовила театральные кадры. Постановки шли на русском языке, в 1946 году была основана казахская труппа.
В 1985 году Указом Министерства культуры Казахской ССР №50 от 24 февраля Театр для детей и юношества Казахстана разделили на два самостоятельных коллектива: казахский, который получил имя знаменитого казахского писателя и драматурга Габита Мусрепова, и русский, которому было присвоено имя Наталии Сац. Некоторое время оба коллектива находились в одном и том же здании, чередуя репетиции и выступления.
В 1986 году художественным руководителем и главным режиссером театра назначают Б.Н. Преображенского. С его приходом остро возросла нужда в собственном помещении (оба театра продолжали находиться в одном здании, и спектакли ставили через день). При помощи местных властей было найдено помещение в центре города и переоборудовано в маленький, по-домашнему уютный театр, названный “Новой сценой”.
В 1995 году театру присвоено почетное звание “Академический” и имя его основательницы — Наталии Ильиничны Сац.
В 2000 году театр въехал в здание бывшего Дворца культуры АХБК.

Статья опубликована в №068, от 30.06.2022 газеты »Новое поколение» под заголовком »“Антракт” на ремонт».