Нынешний год как никогда щедр на повышение тарифов. Казахстанцы едва успевают привыкать к новым ценникам на воду, электроэнергию и тарифу на вывоз мусора. Возможно, не все воспринималось бы так болезненно, если бы монополисты хорошо выполняли свою работу. Особенно это касается вывоза мусора.
Что скажет прокурор?
Прокуратура Костаная не поддержала местных депутатов в их решении по повышению тарифа на вывоз мусора, который утвердили в декабре прошлого года. Причем речь шла не просто о символической сумме, а о повышении тарифа на 53 процента. Как писало издание «Наша газета», из 15 голосовавших слуг народа против высказались пятеро. Тогда же депутаты отправили письмо в прокуратуру, в котором просили приостановить действия городского маслихата по регистрации решения в части увеличения тарифа на вывоз мусора и провести проверку законности соответствия расчетов тарифа. Оказалось, не зря. Прокуратурой проведен анализ тарифного образования, по результатам которого в адрес председателя Костанайского городского маслихата внесен протест об отмене их решения по утверждению нового тарифа на вывоз ТБО. Экспертиза показала, что компания включила в тариф необоснованные расходы. К примеру, на закуп контейнеров и нотариальные услуги. К слову, протест не означает принятие к исполнению. В маслихате уверены, что все посчитано верно.
Поможет ли тариф?
В Павлодаре после повышения тарифа на вывоз бытового мусора изменился и график работы: если прежде выходной был только один раз в неделю, то теперь специализированная техника не посещает микрорайоны города дважды.
Хотя, по мнению министра экологии и природных ресурсов Ерлана Нысанбаева, которое он озвучил в конце марта на брифинге в Правительстве, новые тарифы окажут положительное влияние на объемы сбора и переработку отходов. По данным министра, наибольшее количество районов и городов, где тарифы не были пересмотрены, приходится на Павлодарскую (3 из 13 районов), Восточно-Казахстанскую (3 из 11), Алматинскую (3 из 11) области.
Высокопоставленный чиновник считает, что акиматы плохо справляются с пересмотром тарифов на ТБО. Так, из 211 городов и районов страны эта работа проведена лишь в 155. В итоге в большинстве спецпредприятий страны доходы не покрывают реальных затрат. Тут можно поспорить хотя бы потому, что ни одна компания, работающая на мусоре, не отдаст свой бизнес добровольно. Никто же не считает, во всяком случае не озвучивает, сколько зарабатывает такая компания на сортировке отходов. А там есть что извлечь — ПЭТ-бутылки, лом цветных металлов (алюминиевые банки), полиэтилен низкого давления, полипропиленовые мешки, полиэтилен высокого давления (ПВД — целлофан), макулатура. И все это продается предприятиям-переработчикам.
Понятно одно: мусор прибавляется вместе с численностью населения. Да и потребляем мы больше, соответственно, и объемы отходов растут. Однако проблему растущих свалок одними тарифами не решить, сколько ни поднимай. Нужны не просто сбор и сортировка мусора, а переработка, желательно экологичная.
Разумная переработка
Пока министерство переживает за недополученные деньги мусорособирающих компаний, в Алматы появился проект Fabriqa, инициаторы которого нашли применение невостребованному текстилю. С помощью боксов для сбора, размещенных по городу, здесь принимают ненужную одежду и возвращают ее в экономику, перерабатывая в новые изделия или передавая нуждающимся. Кроме того, инициаторы проекта проводят экскурсии, где можно увидеть, как ненужная вещь превращается в полезную. А еще здесь готовы проводить экологические лекции для школ, университетов и компаний. Надо лишь подать заявку.
Идея, конечно, не нова. Например, в той же Москве несколько лет назад была запущена сеть экоточек. Это контейнеры для сбора одежды, обуви и аксессуаров, которые больше не нужны. Все, что собрали, отправят на благотворительность или переработку, чтобы сделать из этого вторсырья что-то полезное. Та же ветошь может быть направлена на промышленные предприятия или в клининговые компании.
Казахстан тоже как будто не отстает от новинок. В прошлом году в Алматы появился фандомат казахстанского производства по приему пластиковых бутылок и алюминиевых банок от напитков. Но вот до регионов проект не дошел. Возможно, местные власти не поддержали: стоит такой аппарат недешево, а еще кто-то должен его обслуживать.
Традиционно вновь назначенное руководство Министерства экологии разрабатывает очередную стратегию по борьбе со стихийными свалками, утилизацией мусора, сообщает о строительстве мусоросжигающих предприятий, но проблема топчется на месте. Кроме тарифов. Потому что поднять ценник намного проще, чем разгрести мусор.