Археологический парк «Бозок» — памятник, олицетворяющий тысячелетнюю преемственность степных цивилизаций. От каганских ставок раннетюркского времени до казахских зимовок позднего средневековья Бозок хранит в себе историческое прошлое и культурное наследие.
Одним из ключевых событий фестиваля стало зажжение ритуального огня — символа сакрального пробуждения древнего города Бозок, воплощающего глубинную преемственность культуры Великой степи.
Церемонию провели участники Есильской археологической экспедиции под руководством кандидата исторических наук, директора Научно-исследовательского института археологии имени К.А. Акишева Марал Хабдулиной. Она передала огонь своим ученикам, прошедшим путь научного становления.
Этот момент был одним из самых трогательных эпизодов фестиваля, воплотив идею непрерывности традиции и преемственности поколений.
Затем был проведен древний обряд «Отпен аластау», выполненный одним из ведущих этнологов страны, кандидатом исторических наук Зубайдой Сурагановой.
В казахской культуре с огнем связаны такие понятия, как «Отан», «отбасы» и «отағасы». Дом, очаг, продолжение рода и преемственность поколений.
Считалось, что пламя способно изгнать злые силы, избавить от недугов, отвести сглаз и вернуть человеку гармонию с самим собой и окружающим миром.
Один из древнейших обрядов, прошедших сквозь века и сохранившийся в нашей культуре, «отпен аластау» — ритуал очищения с помощью огня и дыма. Он проводился в момент переселения на жайлау.

Прибыв на новое место, семьи разводили костры, через дым которых прогоняли скот, чтобы уберечь его от сглаза, болезней и злых духов.
Особая роль в обряде отводилась уважаемым женщинам рода — хранительницам традиций. Именно они окуривали юрты тлеющими пучками арши, обходя жилище и членов семьи.
Использование арши (арча), движение по кругу и дым как символы защиты от «көз тию» и зла напомнили, что в казахской культуре огонь — это и энергия жизни, и граница сакрального.
Фестиваль продолжился в формате «Аңыз түні» — «Ночи легенд», где археологи делились историями, размышлениями об историческом значении городища Бозок и феномене Великой степи.
Особое внимание привлекло выступление известного археолога, доктора исторических наук Зейноллы Самашевича Самашева — исследователя Берельских курганов, первооткрывателя «Золотого человека» из Атырау и культово-поминального комплекса «Елеке сазы».
По его словам, городище Бозок является важным связующим звеном между средневековыми урбанистическими традициями и исторической памятью казахского народа.
Таким образом, «Түнгі Бозоққа саяхат» предстал не просто культурным событием, а историческим пространством, где осуществился синтез научного знания, этнографической реконструкции и музейной педагогики.
Фестиваль сопровождали выступления фольклорного ансамбля «Қазына».
Особое место заняло традиционное казахское вокальное искусство в рамках концертной программы «Дәстүрлі әншілер», организованной при поддержке Центрального концертного зала «Қазақконцерт».

На фоне южного входного портала «Арка», символизирующего направления караванных путей, уходящих вглубь степных просторов Сарыарки, освещенного лучами прожекторов, была создана особая атмосфера погружения в историческое прошлое.
Сцена принадлежала современным хранителям живого голоса народа — лауреатам международных конкурсов и премий Кумарбеку Калкатаю, Дарие Бекпенбет, Аскару Мукияту и Айзат Карабек.
Эти выступления стали не просто музыкальными номерами, а образными мостами, перекинутыми от сегодняшнего дня к эпохе «сал-сері» — поэтов-импровизаторов, композиторов и певцов, чье творчество рождалось в степи и было пронизано высокими эстетическими, этическими и философскими смыслами.
Голоса современных «дәстүрлі әншілер» оживили интонации «сал-сері», возвращая в современное культурное сознание многоголосие Великой степи — степи, где каждая песня становилась хроникой чувств, а каждый исполнитель — глашатаем эпохи.
Фото Бекена Жапарова