Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Море, нефть. А безопасность?
Среда обитанияЭкология

Море, нефть. А безопасность?

Что может случиться с Каспийским морем

За последние пять лет в нефтегазовой отрасли произошла 21 авария. Их приходилось «зачищать» очень долго и не всегда успешно. Только на ликвидацию аварии, произошедшей в июне 2023 года на скважине «303» месторождения Каратурун Южный в Мангистауской области потребовалось более шести месяцев. Это говорит о совершенно недостаточном уровне обеспечения промышленной безопасности в республике, угрозе для экологии и биоразнообразия. А также в случае ЧС — и жизни работников. 

Об этом в своем депутатском запросе на имя заместителя премьер-министра РК Каната Бозумбаева заявил мажилисмен Арман Калыков

Согласно озвученным им данным, сегодня Казахстан реализует масштабные проекты по разработке месторождений нефти и газа в казахстанском секторе Каспийского моря. И среди них особое стратегическое значение имеют такие месторождения, как Каламкас-море, Кашаган, Хазар, Абай, Актоты, Курмангазы и Центральное. 

Вот только в процессе реализации данных проектов возникают серьезные проблемы, которые требуют незамедлительного внимания на уровне государственного контроля. Связаны они с недостаточным уровнем обеспечения промышленной безопасности и угрозами для экологии и жизни работников в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. 

— Так, в настоящее время в Казахстане компанией ТОО «Kalamkas-Khazar Operating» планируется масштабная разработка месторождения Каламкас-море. Однако мы видим, что у профессиональных аварийно-спасательных служб возникают сложности в ликвидации аварий даже на суше. А как будет проводиться ликвидация аварии на море? — задается вопросом Калыков. Указывая при этом на то, что «при реализации проекта «Каламкас-море» в казахстанском секторе Каспийского моря может «возникнуть ряд серьезных проблем в ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Во-первых, это недостаточность нормативно-правовой базы по промышленной безопасности. Потому как существующие правовые акты, хотя и содержат общие декларативные принципы промышленной безопасности, но не в полной мере регулируют конкретные требования к морским нефтяным операциям на шельфе.

Во-вторых, это совершенная недостаточность конкретных требований по минимизации потенциального воздействия на окружающую среду, что является очень важным и болезненным вопросом. Потому как если он не будет решен на нормативно-правовом уровне, морские нефтяные операции будут осуществляться с высокими рисками. Что явно недопустимо. 

В-третьих, это нехватка аварийно-спасательных служб при разведке и добыче нефти и газа на море. А ведь пластовое давление в море может составлять от 500 до 900 атмосфер, тем более при наличии большого количества содержания сероводорода.

— При возникновении аварии на море остро будут необходимы специальные спасательные отряды, оснащенные высокотехнологичным оборудованием. Но в Казахстане отсутствуют специализированные аварийно-спасательные службы для ликвидации подобных аварий на морских нефтяных платформах и, к сожалению, нет инженерной инфраструктуры, способной быстро реагировать в случае открытого фонтана, — сетует депутат.

Современное спасательное оборудование в основном адаптировано для его использования при стихийных бедствиях на суше. Если же привлекать иностранных специалистов, то это может занять несколько дней и даже недель, что может привести к увеличению экономических и, главное,   экологических издержек. Таким образом, можно столкнуться с непоправимой катастрофой. Ведь не секрет, что отсутствие возможности контролировать открытый фонтан может привести к крупному разливу нефти в море и пожару. А это точно повлечет за собой необратимый ущерб морской экосистеме. Да и не только. 

— В этом случае Каспийское море может стать зоной экологического бедствия, что нанесет колоссальный ущерб флоре и фауне, а также рыбному хозяйству региона. Такие аварии окажут негативное влияние на международную репутацию и инвестиционный климат Казахстана, — предупреждает мажилисмен. 

— Соответственно, просто необходимо разработать специальные нормативные правовые акты по промышленной безопасности на море, введя в них отдельные правила проведения морских нефтяных операций. Далее в обязательном порядке, используя международный опыт, создать аварийно-спасательную службу, оснастив ее современной морской техникой. Но главное — рассмотреть вопрос создания государственного научно-технического центра промышленной безопасности в сфере нефти и газа для обеспечения безопасности на море, — подчеркнул Арман Калыков. Добавив, что очень важно «не забыть при этом внедрить систему быстрого реагирования по ликвидации открытых фонтанов на Каспии».

Читайте в свежем номере: