По данным Министерства экологии и природных ресурсов РК, ежегодно в стране образуется около 5 миллионов тонн коммунальных отходов, однако уровень их переработки в 2024 году не дотянул даже до 26 процентов. Об этом было заявлено в ходе очередного заседания Правительства РК.
Накопление отходов уже давно является одной из самых острых проблем современности. Как показывают научные исследования, недостаточное внимание к проблеме обращения с отходами влияет на экологическую обстановку, здоровье и качество жизни населения практически во всех регионах планеты. В Казахстане для развития системы управления отходами в прошлом году был утвержден специальный механизм льготного финансирования и сформирован пул из 94 проектов. Однако их реализация, как признают сами чиновники, находится на крайне низком уровне. И даже сегодня 67 проектов, из которых профинансировано только шесть на сумму 4 миллиарда тенге, — капля в море.
— Это свидетельствует о слабой их проработке со стороны акиматов. Нужна активная работа по реализации проектов, модернизации оборудования, внедрению новых технологий, — подчеркнул премьер-министр РК Олжас Бектенов.
Тем более что из сформировавшихся в регионах в прошлом году почти 5 миллионов тонн твердых бытовых отходов было переработано и утилизировано не более 26 процентов, что ниже запланированной также не столь уж высокой цифры в 30 процентов. Да и то этот процент был сформирован в основном за счет переработки отходов из бумаги и пластика. А еще затягиваются вопросы реализации проектов по сжиганию коммунальных отходов, хотя, по словам премьера, «вся нормативная база имеется». Так что, если построят хотя бы несколько мусороперерабатывающих комплексов в мегаполисах, уже будет большим плюсом. Потому как только из Астаны, например, ежедневно вывозится 1200 тонн самого разного мусора.
При этом меньше всего внимания проблеме, согласно данным МЭПР РК, уделяется в области Улытау, в Мангистауской, Северо-Казахстанской областях, Алматы и Шымкенте. И почему-то чиновники полагают, что происходит это из-за низких тарифов на вывоз мусора, хотя вроде как еще с 2021 года с принятием нового Экологического кодекса они должны были быть пересмотрены.
Для решения этого вопроса экологическое ведомство предлагает применить механизм ГЧП через утверждение предельного, то есть экономически привлекательного тарифа на ТБО. Тогда как разница между текущим и экономически привлекательным тарифом должна будет возмещаться частному партнеру за счет утилизационных платежей.
— Однако мы упростили требования по освобождению от уплаты утильсбора производителей и импортеров, имеющих собственную систему переработки отходов, а именно — обязательство иметь в собственности будет распространяться только на оборудование по переработке, а здания или транспортные средства могут быть арендованы или переданы в аутсорсинг. При этом планируется поэтапное повышение требования по увеличению доли переработки с действующих 30 до 40 процентов с 2031 года, — подчеркнули в Минэкологии. Добавив, что «для повышения эффективности мы спускаем компетенцию по утверждению предельных тарифов на уровень акиматов. Поправки в законодательство находятся в Мажилисе Парламента. При этом в целях системного решения вопроса министерством разработаны поправки в кодекс в части периодичности пересмотра тарифа на ТБО не реже одного раза в три года».
А это, пожалуй, может говорить о периодическом поднятии этих самых тарифов.
Однако чиновники утверждают, что проведенный анализ показывает — при реализации проектов в регионах и максимальном извлечении вторичного сырья остается серьезный потенциал для увеличения мощностей по переработке основных фракций ТБО, таких как пластик, стекло и т.п.
Так, по пластику имеется потенциал по переработке около 450 тысяч тонн в год. Но в Восточно-Казахстанской области и областях Улытау и Жетысу просто отсутствуют действующие предприятия и пока даже и не заявлены проекты по переработке этого самого пластика. В отличие от действующих мощностей в Алматинской, Жамбылской областях, в Алматы и Шымкенте по переработке стекла и при реализации крупных проектов в Актобе и Кызылорде. Может быть, акиматам остальных регионов проработать вопрос поставки вторсырья на эти объекты? Тем более что, как полагают в Минэкологии, это позволит увеличить мощность переработки ТБО на 1,1 миллиона тонн в год.