В Казахстане опять гибнут тюлени. На берегу Каспия было найдено 112 туш мертвых животных, о чем сообщили в Департаменте экологии Мангистауской области РК.
Впервые массовая гибель эндемика Каспийского моря была отмечена четверть века назад. В тот раз погибло более 10 тысяч тюленей. Причины называли разные — от инфекционных заболеваний до токсинов в отравленной воде. Несмотря на большой временной отрезок, прошедший с тех пор, проблема так и не решена.
Напротив, с тех пор экологическая система Каспия стала еще более уязвимой, сценарий гибели тюленей не меняется, усугубляя положение с каждым днем. Не так давно численность каспийского тюленя, когда-то превышавшая миллионную отметку, насчитывала едва ли 100 тысяч особей. Правда, сегодня, по некоторым данным, численность популяции может составлять около 280 тысяч, но это вряд ли точные данные. Потому как в предыдущие несколько лет число морских млекопитающих, к сожалению, снижалось. Причин этого снижения, несмотря на многочисленные межстрановые встречи, договора и т.п., назвать никто не может.
Самое печальное, что на берегах Каспия погибших тюленей находят ежегодно. Так, год назад, осенью 2024 года, специалисты Жайык-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства обнаружили в Тупкараганском районе 1034 туши этих краснокнижных животных.
Еще раньше, в июле нынешнего года, на побережье Актау снова была обнаружена туша тюленя. А в прошедшем мае на побережье Мангыстау было найдено 279 мертвых тюленей. Минсельхоз тогда полагал, что «причиной таких случаев мог стать высокопатогенный вирус гриппа птиц, нейровирусная инфекция на фоне иммунодефицита и асфиксия в результате выброса со дна моря природного газа». К слову, последняя причина кажется наиболее правдоподобной как следствие увеличивающегося освоения дна Каспия, то есть добычи полезных ископаемых.
В 2022-2023 годах высказывались также предположения, что «тюлени гибли от чумы плотоядных и острой пневмонии». Пока, наконец, в феврале текущего года Центрально-Азиатский институт экологических исследований не объявил о создании базы данных по каспийским тюленям, которая должна была объединить информацию о численности популяции, миграции и болезнях животных, чтобы легче было отслеживать изменения и выявлять причины массовой гибели.
На этот раз, согласно данным Департамента экологии Мангистауской области, «в ходе мониторинга береговой линии Тупкараганского района от населенного пункта Асан до мыса Баутино было обнаружено 112 туш каспийских тюленей различной степени разложения. В том числе от населенного пункта Асан до пляжа Форт-Шевченко — 39 особей, от пляжа Форт-Шевченко до мыса Баутино — 73 погибшие особи».
Да, как обычно делается в таких случаях, были отобраны пробы воды, информация передана в органы экстренного реагирования, но...
Несмотря на то, что, согласно сообщению Комитета рыбного хозяйства МСХ РК, «возможной причиной массовой гибели тюленей в Мангыстау могло стать ослабление их иммунитета и повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям» (данный факт был даже зарегистрирован отделом внутренних дел Тупкараганского района Мангистауской области в едином реестре досудебных расследований), надежды на точный диагноз мало.
Отметим, что экологический мониторинг прибрежных зон пока ничего не дал, кроме того, что специалисты нашли еще 71 мертвого тюленя в районе острова Кулалы. И почему-то высказывалось предположение о том, что «гибель каспийского эндемика произошла более месяца назад, однако на побережье они вынесены западным штормовым ветром только сейчас». При этом некоторые ученые предполагают, что массовая гибель тюленей — симптом куда более масштабных изменений в экосистеме Каспийского моря. К ним относят постепенное обмеление, вызванное изменением уровня воды, могущее влиять на циркуляцию кислорода и рост водорослей. Что, в свою очередь, снижает качество среды обитания для морских млекопитающих. Так ли это?
Прокомментировать ситуацию для «НП» согласился председатель регионального экологического совета по Мангистауской области ассоциации ECOJER Адильбек Козыбаков.
— Насчет главной причины гибели тюленей, я считаю, что это все-таки загрязнение моря, потому что у нас на Каспии уже столько лет ведется нефтедобыча. Но, естественно, эти гигантские международные корпорации говорят, что у них все, как говорится, окей, они ведут производственный мониторинг, и все в пределах нормы. Что они придерживаются так называемой политики нулевого сброса, но само понятие «нулевой сброс/выброс» — это абсурд. Потому что на практике этого невозможно достичь, и в любом случае погрешность будет иметь место. Поэтому здесь нужен жесткий государственный контроль, а также контроль общественный, то есть участие независимых экспертов. Но этого, к сожалению, у нас нет, по закону не предусмотрено участие таких независимых специалистов. Хотя мы неоднократно писали по данному поводу официальные обращения. Ведь, если добавить подпунктом привлечение независимых экспертов, тогда можно будет хоть как-то обеспечить открытость, прозрачность официальных проверок, — подчеркнул ученый.
