Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Среда обитанияНаш край

Алматы — зеленый и безопасный

В южной столице состоялись прогулка, лекция и практический воркшоп для всех, кто любит свой город и хочет сделать его уютнее и экологичнее. 

Такие прогулки и лекции стали традиционными в свете специальной Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Казахстане совместно с Центром урбанистики Алматы, а также университетом AlmaU — организаций, ставших инициаторами акции тактического урбанизма в рамках инициативы «Зеленые и безопасные улицы». 

Инициатива направлена на решение проблем загрязнения воздуха в южной столице. Проект получает средства через региональную программу «Фонд городских экспериментов» (City Experiment Fund), которая объединяет опыт и ресурсы различных организаций для развития и улучшения качества жизни за счет применения на практике стратегических инноваций. Современный инновационный подход к решению задач экологии способствует переходу от разрозненных инициатив к комплексной трансформации мегаполиса и других городов страны. В качестве эксперимента и примера использования таких системных подходов для решения городских проблем был взят крупнейший по заселенности и масштабам загрязнения воздуха город Казахстана Алматы.

Так, 21 сентября во время экскурсии и практических занятий для студентов и активных горожан по улучшенным улицам Алматы Центр урбанистики совместно с архитекторами и экспертами по городской мобильности продемонстрировал, как можно менять уличное пространство для повышения уровня городской среды и улучшения качества воздуха. Автор проекта по восстановлению пешеходной улицы Дуйсенова в микрорайоне Тастак, архитектор Владислав Филатов подробно рассказал о преобразованиях, которые осуществили в 2017-2018 годах, и о том, как в дальнейшем будет развиваться этот проект. На фотографиях, сделанных на этой улице, можно увидеть, как она выглядела до реализации проекта и какой предстает сейчас.

Ранее акции тактического урбанизма были проведены на улице Тургут Озала, а также на общедоступной парковке № 2006, расположенной на пересечении улиц Казыбек би и Панфилова. Эта парковка была преобразована в площадь выходного дня.

Пример урбанистических работ, который стал показательным на улице Дуйсенова, можно реализовать и по набережной имени Хамита Ергали вдоль реки Есентай (Весновка). Здесь под руководством Романа Барабанова, эксперта по городской мобильности, была замерена и размечена оптимальная ширина проезжей части, сделаны отметки для возможных автостоянок, вымерены зоны пешеходных переходов. Исследования эксперта будут направлены в КГУ «Управление городской мобильности города Алматы» и подрядным организациям для рассмотрения и внедрения в рамках плановых ремонтных работ.

Всем известно, что загрязнение воздуха — это системная проблема всех больших городов. Она требует повсеместного комплексного подхода из-за глубокой взаимосвязи со здравоохранением, экономическим ростом, транспортной системой, культурной жизнью и инклюзивным городским развитием. В этом катастрофически угрожающем развитию городов прогрессирующем процессе загрязнения окружающей среды тактический урбанизм представляет собой актуальный, экспериментальный и, что примечательно, краткосрочный подход. Он способствует более широкому вовлечению населения и позволяет гибко и быстро адаптировать изменения для улучшения качества жизни горожан.

Проект «Зеленые и безопасные улицы» был, к примеру, разработан на основе рекомендаций, выработанных в ходе общественных консультационных мероприятий. В них участвовало более 40 различных институтов.

— Ожидается, что инициатива «Зеленые и безопасные улицы» позволит снизить уровень загрязнения воздуха за счет увеличения зеленых насаждений, внедрения энергоэффективных технологий в жилищном секторе, улучшения пешеходной и велосипедной инфраструктур, а также приоритизации общественного транспорта, — комментирует Владислав Филатов. — В совокупности это должно сократить количество вредных выбросов и улучшить качество воздуха, создавая более комфортную и экологически благоприятную городскую среду. 

Преимущества такого подхода выходят за рамки экологии и затрагивают аспекты поведенческих изменений. Увеличение зеленых зон и улучшение инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов делает городские улицы более удобными и безопасными для жителей, что, в свою очередь, способствует увеличению физической активности и снижению зависимости от автомобилей. Зеленые улицы и энергоэффективные здания, по мнению участников проекта, создадут более живую и динамичную городскую среду. Более того, организация комфортных и зеленых городских пространств будет способствовать не только улучшению качества воздуха и городской эстетики, но и укреплению социальной сплоченности жителей.

Фото организаторов

Читайте в свежем номере: