Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Среда обитанияТуризм

Высоты Кольсая и низость культуры

За 3 года число туристов, посещающих Кольсай, выросло на 150%

На территории нацпарка «Көлсай көлдері» («Кольсайские озера») встретились представители туристского рынка Алматинской области, чтобы озвучить основные проблемы в развитии экологического туризма и предложить способы их решения. 

Мероприятие было инициировано руководством нацпарка накануне открытия нового туристского сезона и поддержано Казахстанской туристской ассоциацией (КТА), департаментом Пограничной службы КНБ РК по Алматинской области, туристскими операторами города Алматы, экспертами по рекреационным нагрузкам, Управлением туризма Алматинской области, акимом Сатинского сельского округа, представителями гостевых домов села Саты. 

кольсай 4.jpg

Бесценные озера на фоне пирожков и катамаранов

Село Саты стало первой точкой на территории Алматинской области в развитии экологического и этнического туризма. Для местных жителей проводили специальные тренинги по обучению культуре гостеприимства и предоставлению туристам услуг. Например, гостевые дома, а также знакомство с национальными традициями, кухней и так далее. Предполагалось, что сельчане, проживающие вблизи уникальных горных озер, воспользуются всеми инструментами не только в целях заработка, но и для создания привлекательного имиджа своей земли. Но пока—увы и ах—желающих находится немного. 

Туристам любопытно побывать на озерах, и, конечно, им хотелось бы получать — хотя бы в качестве компенсации за долгий путь, а это 4,5 часа от Алматы (можно всю Португалию за это время посмотреть) — элементарный сервис, а не только жареные пирожки и грязные платные туалеты. 

Сегодня, когда весь мир ориентируется на достижение экологических целей устойчивого развития, у нас в определенных точках с нарастанием в них проблем туристического направления ситуация усугубляется. 

Как оказалось, только за последние три года количество туристов, посещающих озера, выросло на 150 процентов, а поверхность нижнего озера в разгар сезона из-за катамаранов и лодок становится невидимой. В выходные дни здесь бывает до 4,5 тысячи посетителей. В этом году ожидается дополнительный наплыв туристов из Китая и Индии, которым также хочется полюбоваться красотой казахстанской природы. Потому и возникла экстренная необходимость в срочных мерах по организации сервиса с одной стороны и защите природы с другой. 

кольсай 5.jpg

Посещаемость — 200 процентов

На самом деле, акимат села Саты и администрация нацпарка многое предпринимают, чтобы создать более комфортные условия для туристов. Мы собственными глазами увидели, что в этих целях была установлена удобная и широкая деревянная лестница для спуска и обхода нижнего озера. На ней есть фотозоны, лавочки, беседки, смотровые площадки. Наконец, на озерах разделены тропы для людей и лошадей, появились нормальные санитарные узлы, есть интернет, можно даже использовать QR-код. Но нерешенных вопросов еще миллион. 

Рашида Рашидовна Шайкенова, директор КТА, четко сформулировала и представила позицию членов ассоциации, организаций, являющихся постоянными поставщиками туристов на Кольсайские озера, обозначив проблемы и пути их решения:

— Все мы прекрасно знаем, что Кольсайские озера являются одним из самых ключевых мест на туристической карте Алматинской области. Потому количество желающих их посетить увеличивается с невероятной скоростью. Вместе с тем растет и рекреационная нагрузка на природные водоемы от неблагоприятного влияния отдыхающих, транспортных средств, строительства разных объектов, функционирования пунктов питания. Статистика показывает невообразимую динамику по увеличению посетителей озер. Если сравнить 2020 и 2023 годы, можно увидеть, что практически в 3,5 раза выросло число туристов, приезжающих в Алматинскую область, а посещаемость «Көлсай көлдері» выросла почти на 200 процентов. Это очень серьезная цифра. 

Казахстан представляет собой страну с ярко выраженным экологическим туризмом, а значит, его развитие должно быть связано с уважительным отношением к природе. Нацпарки призваны сохранять и приумножать природные ресурсы, но так вышло, что все туристские ресурсы находятся на их территориях. 

— Формат встречи, которую предложил Елнур Мухамеджанович Ахметов, директор ГНПП «Көлсай көлдері», это открытый диалог, чтобы обозначить все болевые точки, задать все вопросы акиму района, прокуратуре, пограничникам и принять план совместных действий, — отметила Рашида Шайкенова. 

кольсай 3.jpg

Приграничная территория

Село Саты расположено вблизи границы с Кыргызстаном, а к третьему верхнему озеру пограничники не рекомендуют приближаться иностранцам. По информации Азата Куанышулы Совхоза, представителя департамента Пограничной службы КНБ РК по Алматинской области, местное население должно оказывать помощь пограничниками в охране границы в качестве добровольных дружин. 

— Есть и вопросы, касающиеся иностранных граждан, которые прибывают на Кольсай. Каждый турист должен иметь при себе паспорт, электронный документ могут предоставлять только казахстанцы. Через три километра от озера проходит государственная граница. Туроператоры тоже должны это знать и понимать. Мы имеем полное право проверять каждого туриста. Национальная безопасность страны — долг каждого казахстанца, сказал Президент Касым-Жомарт Токаев. 

Здесь не поспоришь. Однако туроператоры и руководство КТА обратили внимание на этику пограничников. 

— Обычно к пограничникам меньше всего вопросов, они молодцы у нас, но есть одно пожелание — нам хочется обучить их правилам гостеприимства, — отметила Рашида Шайкенова. — Мы хотим научить их улыбаться, потому что мы должны выглядеть такими, какими стараемся презентовать себя нашим гостям. Туристы хотят чувствовать, что здесь им рады. Мы с удовольствием встретимся с пограничниками и поговорим с ними о простых правилах вежливости. 

IMG_7875.jpg

Создать эстетику гостеприимства 

Формирование гостеприимного имиджа нашей страны — основная цель всего туристского рынка. И село Саты с его озерами и подъездом к нему через Кара каньон и Чарынский каньон притягивает туристов из самого Казахстана и разных стран мира. Но по пути к волшебной красоте их ожидает немало неприятных картин. 

— В плане обустройства подъезда к нацпарку не должно быть неухоженных юрт, антисанитарии, сточных вод, негигиеничных точек питания. После дождя в Саты нет света, здесь регулярные селевые потоки, машины в аварийном состоянии, водители не соблюдают скоростной режим, ПДД и технику безопасности. Деньги, конечно, всем нужны, но важнее сделать так, чтобы туристы опять к нам возвращались и снова привозили деньги, — акцентирует внимание Рашида Шайкенова. — Мы предлагаем пересмотреть концепт обустройства подъезда к Нацпарку, провести диагностику электросетей в Саты, создать обводные каналы вокруг села, ввести постоянное инспектирование в части пассажирского транспорта. Что касается гидов и турфирм, нелицензированные компании не должны появляться на территории парка. Все участники рынка должны работать согласно законам государства. Также предлагаем сделать приоритетным заезд в природный парк для групп тех туристских компаний, которые постоянно привозят сюда гостей. 

Из предложений, выдвинутых турфирмами и туроператорами, были озвучены следующие: организация курсов обучения этики для сотрудников пограничной службы, владельцев гостевых домов и местных автоперевозчиков, обновление сертификации гостевых домов для обеспечения качественных услуг, проверка лицензий турфирм и сертификатов гидов, соблюдение санитарно-гигиенических норм в природных парках и на подъездах к ним. — И снова о туалетах. Они остаются грязными, но при этом являются платными. Как можно брать деньги за нечистые туалеты! — подметила Рашида Рашидовна. — Наши предки номады имели уважительное отношение к природе и чувство собственного достоинства. Кажется, мы все это утеряли, не стесняемся быть грязными, мусорить на природе. Сегодня есть меры государственной поддержки людей, ответственных за облуживание общественных туалетов. Давайте подключим жителей Саты к этому — пусть туалеты будут в чистоте, потому что санитарно-гигиенические узлы в первую очередь демонстрируют уровень нашей культуры, отношение к себе и нашим гостям. 

IMG_7914.jpg

Лошадиное горе 

На состоявшейся встрече поднимали вопрос и о лошадях, прогулки на которых чаще всего назойливо навязываются туристам. Животные при этом выглядят удручающе — они грязные, тощие, с кровоподтеками, плохо подкованные. Когда в тренде во всем мире устойчивое развитие — и среди его целей есть пункт об уважительном отношении к животным, мы допускаем такую страшную ошибку, как пренебрежительное отношение к одному из главных символов Казахстана. 

Туроператоры и КТА предложили местному акимату разработать стандарт предоставления услуг по катанию на лошадях и прописать требования и правила заботы о животных. 

А с оценкой рекреационной нагрузки, которая выпадает на озера, выступил преподаватель КазНУ имени аль-Фараби Александр Михайлович Артемьев, рекомендовавший снизить количество туристов с 4,5 тысячи человек до тысячи или полутора. Эту цифру можно регулировать при помощи электронной регистрации, и современные технологии позволяют это сделать. 

IMG_7888.jpg

Совместные действия и патриотизм

Также на состоявшейся встрече был презентован комплексный план развития инфраструктуры туризма в «Көлсай көлдері», прошло обсуждение договоров между нацпарком и туристскими компаниями, состоялся горячий многочасовой обмен мнениями о совместных мероприятиях по развитию устойчивого экотуризма. 

— Мы должны принимать туристов, не нарушая природного баланса, но без совместных действий всех участников туристкой отрасли и помощи местного населения нам этого не осилить. Каждый из нас должен быть защитником родной природы и патриотом своей родины, — резюмировал Елнур Ахметов, директор «Көлсай көлдері». 

На встрече был подписан меморандум между КТА, ГНПП «Көлсай көлдері», департаментом Пограничной службы КНБ РК по Алматинской области, а также рассмотрен договор о совместной деятельности между туристскими компаниями и национальным парком, в который будет добавлено несколько важных пунктов, рекомендованных осознанными туроператорами Казахстана. 

Читайте в свежем номере: