Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Отрасль проблемная, но перспективная
Среда обитанияТуризм

Отрасль проблемная, но перспективная

Туризм, как зубная боль: постоянно ноет, но жить можно

Туристическая отрасль, как и дороги, — извечная проблема регионов Казахстана: программы разрабатываются, деньги как будто вкладываются, а ожидаемого эффекта добиться не удается. Накануне очередного сезона в регионах на уровне акиматов данную тему поднимают, обсуждают, но стоит ли ожидать значительных перемен — это вопрос.

Как соседи нос утерли

Летом прошлого года глава государства заявил, что в Казахстане недостаточно используется туристический потенциал, и потребовал скорейшего изменения ситуации. По его мнению, туризм — это не просто привлекательность страны, но и инвестиции. 

«Сегодня доля туризма в мировом валовом продукте превысила девять процентов. Таким образом, можно говорить, что этот показатель возвращается на допандемийный уровень. Около 10 процентов рабочих мест в мире обеспечивает туризм. Каждое четвертое новое рабочее место открывается в этой отрасли. 30 процентов мирового экспорта, 7 процентов инвестиций и 5 процентов налоговых поступлений приходится на сферу туристических услуг. У Казахстана есть все необходимое для развития всех видов туризма — от экологического до делового», — отметил Касым-Жомарт Токаев. 

Согласно оценке Всемирного экономического форума, по уровню развития деловой среды в сфере туризма Казахстан занимает 70-е место из 119 стран. Не тот показатель, который бы впечатлял. Хромает и транспортная инфраструктура. 

«Качество железнодорожных перевозок в стране не выдерживает никакой критики. Большая часть вагонов изношена, а в некоторых даже нет кондиционеров. Правительству необходимо в ближайшие пять лет обновить парк вагонов. Важно благоустроить территорию железнодорожных вокзалов. Их внешний вид и инфраструктура должны соответствовать международным стандартам», — заметил президент.

При этом наш сосед — Кыргызстан — ушел в данном вопросе далеко вперед. В прошлом году иностранные туристы, по данным Нацстатистики, оставили в этой стране 1,016 миллиарда долларов. Расходы иностранцев на туризм в КР выросли на 22,1 миллиона долларов. Всего в Кыргызстане в прошлом году было 141,5 тысячи субъектов, работающих в отрасли туризма. Прибыль гостиниц составила 92,9 миллиона долларов. А ведь и страна поменьше, и ресурсов не так много, а вот смогли. 

От акима к акиму без изменений

Если посмотреть на хронику развития туристической отрасли в Павлодаре сквозь призму заголовков местных сайтов, то картина будет выглядеть следующим образом: «Булат Бакауов раскритиковал сферу туризма в Павлодаре», «Асаин Байханов раскритиковал программу развития туристической отрасли в Павлодарской области», «Ситуация плачевная — в Павлодарской области готовятся к туристическому сезону». Это все в разные годы, но смысл остается тем же. И главная проблема отрасли прячется в деталях, прежде всего инфраструктурных. 

Речь идет о плохо выстроенном сервисе при высоких ценах на отдых, который порой таковым и не назовешь. При этом ежегодно пишется региональная программа по развитию туристической отрасли с перспективой развития, но она тянет на слабую «троечку». 

Однако управление физической культуры и спорта области рапортует, что в 2024 году удалось добиться хороших показателей. Количество внутренних туристов выросло на 13 процентов, правда, по республике это всего лишь 11-е место. Номерной фонд гостиниц вырос на 10 процентов — это седьмая позиция по Казахстану.

По данным руководителя управления физической культуры и спорта Азамата Имашева, объем оказанных услуг вырос на 23 процента. Объем инвестиций в отрасль составил 19,4 миллиарда тенге. Действует 44 туристических маршрута.

На предстоящие два года чиновники от туризма сформировали пул инвестпроектов на общую сумму 17,5 миллиарда тенге, в том числе восемь инфраструктурных проектов. Но аким области Асаин Байханов подверг критике программу развития туризма, отметив ее низкую эффективность и отсутствие единого подхода.

«В Павлодарской области есть все необходимое для развития всех видов туризма. Надо полностью раскрыть туристический потенциал региона, продолжать оказывать инфраструктурную поддержку туристическим зонам. Важно выстроить на системном уровне увеличение потока туристов, повышение уровня сервиса», — заявил он.

Напомнил глава региона и о негативных отзывах по качеству организации мероприятий, в том числе открытия туристического сезона. До 20 марта чиновникам придется вновь корпеть над программой, чтобы представить ее в лучшем свете.

От юга до севера

До конца года в Туркестане ожидают в 2,5 раза больше иностранных туристов, чем год назад. Число внутренних туристов увеличится на 25 процентов, а объем услуг в сфере туризма — на 30. На текущий год в области запланирована реализация 37 туристических инвестиционных проектов. В прошлом году в туристическую отрасль области было привлечено 53,5 миллиарда тенге инвестиций. Для увеличения числа международных авиарейсов в Туркестан в рамках сотрудничества с венгерской авиакомпанией Wizz Air будет увеличено количество рейсов по маршруту Туркестан — Абу-Даби (ОАЭ). Арабы любят экзотику, тем более здесь есть что посмотреть. Неслучайно Туркестанская область считается уникальным музеем под открытым небом — 1780 исторических и культурных памятников, четыре особо охраняемых природных объекта, среди которых заповедники «Аксу-Жабаглы» и «Каратау», а также национальный природный парк «Сайрам-Өгем» и региональный природный парк «Сырдария-Туркестан». Главное, все сохранить в первозданном виде. А то мы умеем только эксплуатировать природу.

Есть свои достопримечательности и у костанайцев. Неслучайно в прошлом году регион посетили 160 тысяч отечественных и более девяти тысяч иностранных туристов. Правда, что касается последних, львиная доля — это наши бывшие соотечественники, приехавшие навестить родных. Так что это, скорее, гостевой туризм. 

По данным акимата Костанайской области, одним из перспективных для отрасли инвестиционных проектов является строительство туристического комплекса в Амангельдинском районе, на территории которого расположатся гостиница, сакская сауна, бассейн с фонтаном, детские площадки, копии архитектурных памятников: Тадж-Махал, египетские пирамиды, Эйфелева башня.

Немаловажным фактором успешного продвижения туризма является в том числе воздушно-транспортная инфраструктура. Проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы и терминала АО «Международный аэропорт «Костанай». Теперь здесь могут принять воздушные судна с максимальной взлетной массой до 200 тонн. И, конечно, одним из главных козырей туризма должны стать лошади Пржевальского, которых завезли из Чехии. 

Что надо поменять?

Главный вопрос: цена и качество. В разгар сезона отдохнуть в родных пенатах не по карману большинству казахстанцев. Хорошо, если есть машина, палатка и энтузиазм. Тогда можно найти место и пару-тройку дней насладиться там чистым воздухом, природой и свободой. Правда, хорошо бы еще, чтобы такие площадки были обустроены: душ, мусорные контейнеры, туалет. Зачастую это из области фантастики. 

«Плохие дороги утомляют путешественников, и впечатление от отдыха портится, так что возвращаться туда больше не хочется. Даже дорога к знаменитому Алаколю до сих пор не завершена. К тому же летом трудно найти билеты на поезда из-за большого числа отдыхающих, а многие вагоны уже изношены. Туристических поездов практически нет, автобусы для туристов давно забыты. Цены на авиабилеты слишком высоки для обычных отдыхающих. Доля лоукостеров в авиаперевозках составляет всего 21 процент, тогда как в Грузии этот показатель равен 56 процентам», — отметил в своем прошлогоднем запросе депутат Мажилиса Едил Жанбыршин.

Услышали ли депутата, покажет предстоящее лето. Хотя, скорее всего, отдыхающим не стоит питать больших иллюзий и ждать значительных перемен. Поэтому те, у кого есть финансовая возможность, предпочитают оставлять деньги за рубежом.

Читайте в свежем номере: