Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Среда обитанияМирТуризм

Мировой туризм, растлевающий народы

Почему я так не люблю массовый туризм? Да потому! Потому что вижу его хищную пагубность для планеты и всего на ней живущего. Однако он не только безжалостно разрушает Землю (о чем я уже говорил), но и беззастенчиво растлевает народы. 

Мало у какой иной индустрии такая масса скелетов в шкафу. Все, к чему она только прикасается, тут же уродуется волшебным образом. Уникальная природа превращается в ходовой товар, достижения культуры - в аттракционы, а экономика целых стран начинает напоминать ферму по дойке дорогих гостей. 

Между тем в нестабильном мире такая зависимость стран от собственной стабильности и привлекательности - уже ущербность государственности (разрушение «уюта» - лишь вопрос технологии и наличия чьей-то воли). «Туристические государства» - ручные. Именно потому так раздражают всяких «закулисиков» те страны, которые не зависят от наплыва отдыхающих. Ведь тут они теряют рычаг управления, с помощью которого так легко манипулировать красивыми странами - осколками рая.

Растление народов - отдельные схема и тема. Подсаженные на попрошайничество, вымогательство и сводничество уже не способны честно зарабатывать на пропитание. А виной всему - именно массовый турист. Потребитель, которому внушили, что для поддержания реноме состоявшегося человека он просто обязан раз в году переменить обстановку и побывать там. Желательно, где никто из соседей еще не был. Для чего? А чтобы выложить фотки и вызвать обильное слюноотделение у ближних.  Для чего еще…

Я уже рассуждал о том, что этот массовый коммерческий туризм - экологическая бомба замедленного действия. Вроде глобального потепления, на котором нынче греет руки такое обилие общественных деятелей. Ведь осваиваются (а значит, разрушаются и замусориваются) самые первозданные уголки Земли. А их осталось уже не так много. Постепенно вся Земля становится парком развлечений, где так просто уже ничего нельзя (и никуда не пройти), а за деньги можно все (за большие деньги - все-все-все!).

Ну а про культуру, которая становится обслуживающей отраслью экономики и перестает играть свою изначальную заповеданную роль, и говорить не стоит!  Спекуляция историей и включение в ее список все «новых» и «новых» раритетов приняли массовый характер во многом благодаря именно массовым отдыхающим. И те вечные очереди к вечным ценностям выстраиваются вовсе не из желания соприкоснуться с величием и насытить душу, а в основном дабы прочувствовать (и продемонстрировать) собственную значимость на подобающем фоне. 

В мире вообще не так уж много тех, кто способен возвыситься до осознания высот Джоконды. Но при этом все (даже те, кто подлинными высотами духовности вообще-то считает рок жевательной резинки и туалетные перформансы современных актуалистов) всенепременно должны хотя бы раз в жизни засветить себя перед подлинником в Лувре. Кому должны? Да таким же духовным недотепам!

Отдельная тема - современная мировая экономика, которая наконец уразумела, как, потрафив каждому карликовому мопсу посулом возвысить его в глазах окружающих до размера слона, можно заработать триллионы. Процесс возвеличивания мириады карликов с помощью интернета встал на поток и превратился в самый выгодный бизнес. 

Туристический бизнес - антипод традиционной культуры. Туристам не интересно то, чего нельзя увидеть (потрогать, понять, купить). Потому-то сегодня целые страны, в основном бедные, вынуждены выставлять на панель свою самобытность и неповторимость, а по существу саморазрушаться на потеху богатым гостям, суетно и спешно перепрофилируя свои стержневые святыни и основополагающие принципы в элементы поп-культуры и тиражируя наследие предков в банальные сувениры. Как только объекты любого культа - храмы, алтари, монастыри - становятся туристическими объектами, они тут же перестают нести свою глубинную цементирующую функцию объединяющих центров: силы, веры и поклонения.  И вскоре вообще теряют всякий глубинный смысл, превращаясь в обыкновенные коммерческие предприятия. 

На моих глазах в своеобразные «парки аттракционов» превратилась масса почитаемых храмов и монастырей во многих странах Европы и Азии.  Это очень печальное зрелище - наблюдать за резвящимися толпами крикливых отдыхающих с селфи-палками там, где веками царило умиротворяющее благолепие и курились жертвы богам. Как показывает практика, боги быстро покидают территорию, которую отдают на откуп бизнесу. Разрушительный импульс, который несет туризм культуре, необходимо учитывать там, где собираются делать из него чуть ли не национальную идею и панацею сытненького экономического будущего.

Под воздействием глобального туризма и само общество начинает претерпевать очень неприятные изменения. Когда появляются легкие деньги, легкие заработки и постоянные искусы переступить через принципы, власть захватывают наиболее приспособленные. Рассуждая о благе развития туризма, мы почему-то не вспоминаем о том, что практически во всех туристических странах Азии существует яркий и заметный слой детей-попрошаек. Своего рода профессионалов, умеющих вышибать слезу и деньгу из добрых гостей. В Казахстане, кстати, они тоже начинают появляться там, где возникают устойчивые турпотоки. Интересно, кто вырастает из этих маленьких побирушек далее… Трудолюбивые и законопослушные граждане? Вряд ли.

Читайте в свежем номере: